Сплав по реке Киржач. Илейкино – Городищи

Обрывистый берег реки Киржач

В середине лета нам удалось совершить сплав по реке Киржач. Пора теперь и рассказать, как это было. Для начала немного вводной информации.

Общая информация о сплаве

Место старта: деревня Илейкино.
Финиш: поселок Городищи (левый берег, перед плотиной).

Станция Илейкино находится на Большой Московской кольцевой железной дороге, доехать сюда можно на электричке от Александрова (сделав пересадку с Ярославского направления) или от Орехова-Зуево (пересадка с Горьковского напр). На кольцевой электрички ходят не так часто, как по основным направлениям, так что нужно заранее смотреть, подгадывать. С нынешним расписанием 1 вариант по времени предпочтительнее, думаю, в дальнейшем будет так же.

От ст. Илейкино до реки 1,5 км. Дорога идет сначала через деревню, затем, метров 300 по полю. Поляна для стапеля ровная широкая, покрыта травой.

В пос. Городищи находится ст. Усад (Горьковского напр.), так что с обратной дорогой в смысле пересадок попроще.

От реки до ст. Усад – 2,5 км по поселку.

С личным автотранспортом дело обстоит ещё проще. До места старта от деревни по полю несколько сотен метров можно проехать на машине повышенной проходимости. От места антистапеля до асфальта в пос. Городищи и того ближе.
Не так далеко от реки Киржач практически вдоль всего маршрута сплава проходит шоссе с частыми подъездами к берегу. Вариантов для старта и финиша очень много.

Киломераж:
1 день — 5 км.
2 день — 30 км (ночевка в р-не д. Островищи и Гнездино).
3 день — 15 км.

Всего: 50 км.

В конце этой записи будет указано расстояние по реке от Илейкино до основных ориентиров и достопримечательностей (списком).

День 1

На поляну возле Илейкино мы попали уже во второй половине дня. Не обошлось без накладок (в этот день сильно задержалась электричка на Ярославском вокзале, и в Александрове долго пришлось ждать следующей). Но старт состоялся несмотря ни на что.

2
Сплав по реке Киржач

Примерно в 2,5 км от начала маршрута есть родник с трубой. Место истоптанное, на виду, чуть ли не в метре от воды, поэтому пропустить довольно трудно. Поскольку у нас вода уже была, мы не останавливались, так что про качество воды не знаю. Прежде, чем набирать, я бы проверил.

Несмотря на вечер, можно было бы пройти ещё, но, глядя на грозящий вот-вот начаться дождь, решено было искать место для стоянки. Вскоре оно нашлось – на полуостровке в излучине реки у опушки леса.

Лагерь поставили в кратчайшие сроки, уж очень хотелось успеть до дождя. Но вот незадача – лагерь есть, а дождь всё не начинается. Тучи в продолжении всего вечера обходили нас стороной. Вокруг гремит гром, а у нас ужин, костёр и гитара! Вот бы чаще так, а не наоборот!

День 2

Следующий день был самым насыщенным на протяжении всего маршрута. Да и нужно было немного наверстать, что не успели пройти вчера.

3
Тихая речка летом

4
На байдарке по реке Киржач

5. Киржач петляет, и песчаные отмели-пляжи чередуются с высокими обрывистыми берегами.
Изгиб реки

6. Над обрывом, как правило, ровное место и сосновый лес, часто с удобным местом для стоянки.
Река Киржач

7. Не раз видели и многочисленные ласточкины гнёзда.
Ласточкины гнёзда

8. И вот, наконец, первая значительная остановка – развалины ГЭС в Финеево. Пройти через такое никак, поэтому только обнос.
Остатки ГЭС в Финеево

9. Руины здания электростанции на противоположном берегу.
ГЭС в Финеево

10
Пороги на реке

11
Байдарка на берегу реки

12. И снова обрывистые берега.
Высокий берег

13
Сосны на берегу

14. Пройдя примерно 11 км после ГЭС, с реки можно увидеть одиноко стоящую колокольню на левом берегу. Это урочище Аргуново. Всё что осталось на месте старого села.
Урочище Аргуново

15. Никольский храм был построен в начале 19-го века. Пережив первую волну гонений 20-30-х годов, он не устоял во времена хрущёвских гонений и был взорван.
Колокольня Никольского храма

16. На стенах колокольни ещё сохранились чудом уцелевшие росписи. Если не принять меры, скоро может не остаться и этого.
Старые росписи

17
Стены колокольни

18. Мы остановились, немногим не доезжая Аргуново, едва увидев возвышающую над лесом колокольню, уж очень захотелось подняться на один из таких крутых песчаных берегов и посмотреть на реку сверху.
Вид на реку Киржач с берега

19. Это место – примерно половина маршрута, и к тому же самое красивое и интересное за всё время сплава по реке Киржач.
Сплав по Киржачу

20
Цветы в траве

21. И снова надвигаются тучи. На этот раз дождь пошел, но не продолжительный.
Туча над рекой

Сегодня была ещё одна остановка перед остатками старой водяной мельницы. Находится в 1,5 км вниз по течению после большого бетонного моста, оставшегося от узкоколейной железной дороги. Здесь вода струится не каскадами, а между вбитых поперек реки деревянных свай. Но на этот раз обошлось без обноса. Осмотрев с берега место, убедились, что наша байдарка при таком количестве воды проходит спокойно.

Пройдя ещё несколько километров, остановились на ночёвку недалеко от д. Островищи.

День 3

Сегодня у нас не было обносов и больших достопримечательностей. Но, несмотря ни на что, этот день сплава был по-своему интересен.

22. Еще немного и река Киржач пересекла Горьковское шоссе. Под мостом из воды торчат старые сваи, но проходится всё легко.
Мост через Киржач

Здесь уже недалеко и до плотины, перегораживающей Киржач незадолго до впадения в Клязьму. Но вопреки моим ожиданиям воды в реке больше не становилось. Вместо того, чтобы стать полноводней, она как будто бы наоборот, мельчала, а течение становилось быстрей.

Но не прошло и нескольких сот метров, как появляется мель, байдарка цепляет песок. Через какое-то время ситуация повторяется. Стало понятно, что плотина на реке спущена. В целом, идти было не проблемно. Но теперь, вместо того, чтобы расслабиться и просто грести, приходилось внимательно выбирать путь среди то тут, то там возникающих отмелей.

Когда всё-таки попадали на мелкое место, чтобы уменьшить осадку, приходилось выходить из байдарки и идти за ней рядом. И всё это прямо посреди реки! Представляю, как такое смотрелось с берега.

23
Обмелевшая река

В местах, где река сильно разливалась, глубина была менее, чем по колено. А чтобы сходить на берег не нужно было даже причаливать.

24. По береговой полосе видно насколько понизился уровень.
Уровень воды

25. Нависающие над водой провода ЛЭП, как ориентир, что ещё менее 2-х км, и мы на финише.
Киржач обмелел

Практически сразу после этого места, наконец-то, глубина начала увеличиваться. Конечно, не 7 футов под килем, но теперь можно не опасаться зацепить дно.
Здесь вода стала заметно грязней – плотина, как фильтр собрала весь мусор, пригоняемый сюда течением.

«Но как не петляй речка, а устье всё равно будет». Наш сплав по реке Киржач подошёл к концу. Незадолго до плотины мы причалили к левому берегу. Полянка, она же пляж, была настолько мала среди береговых кустарников, что мы заняли её почти всю. Здесь мы устроили антистапеть и отправились в обратный путь.

Итоги сплава

Из минусов:
Очень обжитые берега. Большое количество подъездов к воде и мест для пикников. В этом смысле, лучше идти среди недели, если есть такая возможность. В нашем случае, это были ещё и не самые теплые, дождливые дни. Так что множество пикников по берегам удалось избежать.

Плюсы:
Речка Киржач красивая, на протяжении всего сплава встречается очень много песчаных обрывистых берегов, с сосновыми лесами, но из-за этого и большое количество коряг и брёвен в воде. Глухих завалов нет, места среди туристов-водников известные, так что всё пропилено, особенно, если идешь не в самом начале сезона.

Нельзя не отметить наличие достопримечательностей на маршруте.

И в качестве третьего плюса отдельно хочется выделить транспортные удобства. Это, пожалуй, одна из самых доступных рек в непосредственной близости от Москвы. Отсюда и её высокая популярность. В этом отношении с ней может сравниться разве, что только Дубна.

Примерное расстояние сплава по реке Киржач от Илейкино до основных ориентиров:
Родник – 2,5 км,
Развалины ГЭС в Финеево – 10 км,
Урочище Аргуново – 21 км,
Бетонный мост УЖД – 32 км,
Остатки старой мельницы – 33,5 км,
Автомобильный мост (Горьковское шоссе) – 44 км,
Три линии ЛЭП – 48 км,
Плотина в Городищах – 50 км.

Надеюсь, было интересно и полезно, что может пригодиться для желающих повторить.

Другие реки:

Сплав по реке Тверца. Вышний Волочек – Торжок
Река Серёжа (Нижегородская)
Сплав по Дубне

Далее на сайте:

Используйте подписку, чтобы быстро узнать о новых записях на блоге.
Введите ваш e-mail:

Оставляйте свои комментарии! (Уже 1)

  1. Инна

    Стоянок по течению реки много. Ночёвки в таких разных местах создают ощущение горного похода или смены нескольких климатических зон. А ещё можно оборудовать стоянку рядом с разрушенной церковью в селе Маслово — смотрится очень живописно.

Оставить комментарий:

E-mail указывать необязательно. Если хотите узнать об ответах на ваш комментарий, его нужно указать. E-mail не будет опубликован.

Смотрите так же: