Среди больших путешествий и малых поездок, прошедших за год (ну или за любой другой период), всегда можно выделить одно «самое». Так вот, это путешествие на север по праву можно отнести к самым продолжительным и самым впечатляющим на данный момент из всех, что были.
2. Начну я по традиции с карты. Рыжим цветом обозначена дорога туда, синим — путь обратно.
Чисто условно весь путь можно разделить на 3 части. Первая — дорога на север, Пинега, Мезень и окрестности, вторая — Архангельск и Северодвинск и, наконец, третья — Онега, ее окрестности и Каргополь.
Итог: 4456 км, 13 дней.
Понятно, что рассказ о таком продолжительном путешествии трудно уместить в одной записи. Чтобы не загружать страницу чрезвычайно большим объёмом информации, здесь я опишу всю поездку, но кратко. Это будет своего рода обзор или анонс.
Ну а в конце этой записи будут размещены ссылки на все части этого путешествия, где будет показано и рассказано всё уже более подробно.
Кстати, это наша вторая большая поездка на Север. О том, где удалось побывать в прошлый раз, смотрите и читайте здесь.
Пробег: 763 км. По сути это был просто день-перегон, останавливались мы мало, и в основном, чтобы перекусить или отдохнуть.
За Вологдой машин стало гораздо меньше, как встречных, так и попутных. Появились протяженные участки без каких-либо населённых пунктов, так, что только дорога, уходящая за горизонт, и густой лес по краям, и даже погода, до этого совсем хмурая, изменилась к лучшему.
3. Стела на границе Архангельской области.
4. Вельск — небольшой, но древний городок, иногда именуется как южная столица Архангельской области.
Здесь мы переночевали в гостинице, но не все наши ночевки будут такими. Теплое время года способствовало больше находиться на природе. Да и наш формат изначально предполагал ночёвки в палатке или в машине, благо в дали от больших городов найти подходящие места не представляет трудности. Для людей, практикующих пешие и горные походы и совсем не привязанных к комфорту, это было больше в радость.
Конечно, принципиально избегать гостиниц, цели не было, всё предстояло решать по ситуации. Но плюсов такого формата довольно много — можно значительно сэкономить, а главное это позволяет не быть привязанным к определённому месту — ночуй где хочешь.
Есть, кстати, и ещё одна весьма веская причина — не на всём протяжении маршрута, где хотелось побывать, были гостиницы :)
Пробег за день: 508 км.
Масштабы Архангельской области можно легко представить, глядя на второй день нашего путешествия на север. От Вельска до Холмогор, немногим менее 500 км, ехать почти день, и всё одна и та же область!
Этот день мало бы отличался от первого, если не 2 интересных места, которые нам удалось посетить.
6. Первое — Никольская деревянная церковь в селе Зачачье 1687 года постройки. Село находится в полутора км от трассы М-8, найти не представляет сложности.
7. И второе место — Антониево-Сийский монастырь.
8. Ближе к вечеру мы в Холмогорах. Главный собор реставрируется.
9. Знаменитое село Ломоносово находится на острове с говорящим названием Куростров. Так что если захотите посетить музей М. Ломоносова придется воспользоваться паромом, но имейте ввиду, что от паромной станции на том берегу до самого села ещё пару километров.
Мы же в этот день съездить в Ломоносово уже не успевали, да и не хотелось лишний раз проводить время в ожидании парома, тем более, что на нашем пути они будут ещё неоднократно. Так что решили ограничиться Холмогорами и утром следующего дня выдвинуться в сторону Пинеги.
Пробег: 181 км.
Дорога на Пинегу так же начинается с парома через Северную Двину. Для местных жителей это обычное дело, но мне, сказать по правде, это было даже несколько интересно.
10. Виды реки вряд ли кого-то могут оставить равнодушным!
11. Далее дорога представляет собой пыльный и извилистый грейдер тянущийся сквозь тайгу вдоль реки Пинеги.
12. Периодически вдоль дороги появляются небольшие скальные выходы.
Немногим не доезжая Пинеги прямо по дороге будет населённый пункт Голубино. От самой деревни мало что осталось, но здесь находится целый туристический комплекс и база отдыха, где можно при желании остановиться. А место это интересно сразу несколькими природными достопримечательностями. Так что пожалуй здесь стоит ненадолго задержаться.
13. Хорошо натоптанная тропа мимо могучих хвойных деревьев ведет к скальному разлому, в нижней точке которого бьет огромной силы источник. Он настолько мощный, что шум воды слышится издалека. Этот крупный выход подземных вод называется Святой ручей.
14. Следующее интересное место — это Тараканий лог. Слово лог означает овраг или ложбину. Размеры этого гигантского разлома впечатляют не менее, чем его красота.
15. Внизу, на дне этого оврага находится вход в пещеру «Голубинский провал».
16. Попасть в пещеру можно только с экскурсией. В летнее время и выходные дни (как это было в нашем случае) группы набираются очень быстро. Хоть я и не большой любитель спелеологии, всё же посмотрел с интересом. Пещера довольно большая, со множеством ответвлений, кулуаров и гротов.
К середине июня, когда мы тут были, ещё не вся вода успела сойти, таким образом, бОльшая часть гротов оставалась подтоплена и труднодоступна. Наше посещение ограничилось лишь некоторой частью, но, признаться, и этого было вполне достаточно, чтобы сложилось впечатление, потому как другие залы по сути мало, чем отличаются от того, что мы уже видели.
Это далеко не единственная пещера в районе, просто она самая близкая и из-за того самая доступная.
17. На одних только природных достопримечательностях дело не заканчивается. На выдающийся над лесом возвышенности находится Красногорский монастырь. Сейчас он не действующий. За советский период от него вообще мало, что осталось: обветшавшие стены храма и пара каменных построек.
Рядом с монастырем ещё несколько построек села Красная горка и филиала всё той же голубинской базы отдыха.
18. Вид с горы на лесные дали и речные разливы просто завораживает!
19. Поблизости от деревни Валдокурье есть отличный выезд к реке, проложенный местными рыбаками. Проселок идет прямо по полю вблизи от берега — отличное место для ночевки.
20. Не стоит так же забывать о комарах и мошке. Когда стихает ветер и становится немного прохладней, под вечер, их особенно много. Наши москитные сетки оказались как нельзя кстати.
21. Длинный вечер незаметно перешёл в ночь. Время далеко за полночь, и всё ещё светло.
Пробег: 238км.
Этот день без преувеличений можно отнести к самым интересным и насыщенным дням всего путешествия на север.
22. Поселок Пинега заслуживает не так много внимания, как сами окрестности. Несколько параллельных улиц, одно- двухэтажная застройка и дощатые тротуары. Здесь, пожалуй, есть смысл остановиться ради заправки и магазина, потому, как следующая такая возможность представится только в Мезени.
По качеству бензина проблем не возникло, машина съела всё как обычно)) Забегая вперед, тоже самое могу сказать и про мезенскую заправку.
В магазине с продуктами и ценами тоже всё как и везде.
В плане гостиниц, в Пинеге есть альтернатива голубинскому комплексу, но не в самом поселке, а в 3-4 км, возле аэропорта малой авиации.
23. Далее будто бы начинается другой мир. Совершенно безлюдная дорога без единого населённого пункта. Пыльный и извилистый грейдер, а где-то, наоборот, как стрела ровный, тонкие и низкие деревца по обеим сторонам чередуются с протяженными болотами.
24. На широких открытых участках вдоль дороги часто можно видеть деревянные изгороди, предотвращающие зимой снежные заносы и перемёты.
Достаточно большие расстояния между совсем крохотными населёнными пунктами во всём регионе ставит проблему бездорожья наиболее остро. Так строительство этой дороги было закончено только в 2008 году. Теперь и представить себе сложно, каких трудов стоило пройти путь от Пинеги до Мезени до этого события. Более подробный рассказ с фото об этой дороге будет в виде отдельной записи, ну а сейчас едем дальше.
Незадолго до понтонного моста через реку Кимжу, примерно в метрах 100 впереди нас, на дорогу выбежал медведь. Сначала он, ничего не замечая, стал переходить на другую сторону, но вскоре, обернувшись на нас, погнал вперёд и скрылся в зарослях обочины.
25. Понтон через Кимжу. До мезенской переправы остается около 5 км.
26. Но прежде, чем переправиться на другой берег мы сделаем остановку в селе Кимжа.
Сказать, что побывав здесь, прикасаешься к настоящей старине, значит ничего не сказать. Стариной здесь пронизано буквально всё. И впечатляет даже не столько обилие старого, сколько отсутствие нового.
Двухэтажные избы-дворы, и всем по сотне лет, если не более! Вот, где ещё сохранилась настоящая, нетронутая русская деревня.
28. В поле, на окраине села, стоят деревянные мельницы. Кое-какие совсем недавно взялись реконструировать, а некоторые неплохо сохранились в неизменном виде, за исключением разве что лопастей.
29. Перед переправой через р. Мезень дорога спускается с горки и буквально упирается в воду.
30. В этом месте, чуть в стороне от дороги, можно увидеть обетный крест. Ещё одна уникальная отличительная особенность этого края. За время путешествия по северу, мы их увидим ещё не однократно.
32. Гружёный камаз, заезжает задним ходом на паром — хоть какое-то развлечение для ожидающих переправы водителей и пассажиров.
После того, как дорогу Пинега — Мезень окончательно достроили, и она заработала круглогодично, самым слабым звеном на этом пути стали переправы. Но не так давно ситуация улучшилась — в летнее время, после схода паводка, через всю ширину реки Мезень протягивают километровый мост из понтонных блоков.
Так незаметно эти фотографии отчасти стали историей, и сейчас место переправы выглядит несколько по-другому.
33. Далее, через 5 км, предстоит ещё одна переправа. На этот раз через реку Пёзу, правый приток Мезени.
Здесь, как и на мезенской переправе, теперь так же функционирует понтонный мост.
34. Кто бывал в этих краях, не мог не обратить внимания на удивительно красные обрывистые берега местных рек, называемые здесь — щелья. Издали может показаться, что это песок, но на самом деле — камень, чем-то напоминающий известняк, только красный.
36. На вид город чем-то напоминает Пинегу. Дома двухэтажные и в основном деревянные, на дорогах место привычного асфальта бетонные плиты.
Мезень, хоть и считается городом, насчитывает 3300 человек. При этом, он не самый крупный населенный пункт в этих местах. Так, соседний райцентр, село Лешуконское, насчитывает 4700 жителей.
Отсюда до устья реки и Белого моря всего 40 км. Но в плане современного морского сообщения город имеет не самое удачное расположение. Из-за этого с конца 19 века на противоположном берегу вырос новый поселок с морским портом — Каменка.
Кстати, Мезень входит в погранзону. Оформление пропуска — дело довольно рутинное и по времени занимает не меньше месяца.
37. На Мезень много времени не потребовалось, и значение в нашем путешествии её посещение имело скорей символическое. Далее мы отправились в село Дорогорское.
Самобытность здесь, как и в с. Кимжа, просто зашкаливает.
38. Прямо во дворе одного из домов, недалеко от реки, стоит старинный поклонный крест.
40. На ночевку мы остановились недалеко от села Дорогорского, на высоком берегу с видом на песчаные отмели.
И можно было бы ещё долго сидеть и любоваться видами, если бы не назойливые комары. Под вечер их количество не поддаётся никакому сравнению. Словосочетание «комариная туча» в привычном нашем понимании употребляемая больше образно, здесь имеет самое прямое значение. Но как бы то ни было, всё это мелочь, даже если мелочи этой целая туча))
Так прошёл самый интересный день всего нашего путешествия на север.
Пробег: 319 км.
Перед тем, как отправиться обратно, не упустим случая съездить верх по течению реки Мезень и посмотреть на села и деревни, столь самобытные и не похожие на деревни других регионов страны.
41. Без проблем переправившись через Пёзу, мы двинули вдоль реки на юг.
Здесь же, на переправе, произошел короткий, но забавный разговор с местным жителем:
— Какую погоду в ближайшие дни обещают?
— Не знаю, я без радио и телевизора живу. — совершенно спокойно и серьёзно ответил тот.
Анекдотический оттенок разговора не мог не вызвать улыбки, но по ответу можно понять, что такое здесь в порядке вещей :)
Вопрос о предстоящей погоде был не случайным. Ещё с самого утра небо на горизонте с южной стороны было затянуто тучами. Погода медленно, но верно портилась.
43. В деревне Березник песчаные отмели и протоки образуют настоящий водный лабиринт.
44. На вид очень уютная и красивая деревенька.
47. В селе Погорелец, как и в Кимже, сохранились ветряные мельницы.
49. Тем временем, погода становилось всё хуже. Недалеко от села Юрома заморосил мелкий дождь, вскоре перешедший в затяжной.
Песчаная дорога вмиг раскисла, на отдельных участках машина начинала вилять, брызги из под колес долетали и до лобового стекла.
Гулять под дождем по мокрой траве приятного мало, да и хороших видовых фотографий тоже не сделаешь. Совсем другое дело — ехать. Так мы решили поворачивать обратно.
Как ни было забавно, но на обратном пути было всё наоборот, дождь сначала ослабел, а потом и вовсе перестал, а в районе уже знакомого нам села Погорелец, опять сухая дорога. Туча словно стояла на месте и выливалась.
51. Перекрёсток у мезенской переправы.
За оставшуюся часть дня мы не спеша доехали до Пинеги. Дождя так и не было, однако, вечером поднялся ветер и сильно похолодало. Термометр показывал всего 6 градусов.
Вот тебе и север, вроде бы привычное летнее тепло и солнце, но стоило погоде ухудшиться, так сразу запахло осенью.
Пробег за 3 дня: 662 км.
Чтобы не делать рассказ бесконечно длинным, сейчас я не буду останавливаться подробно на всём увиденном за эти дни, а покажу наиболее удачные снимки. Всё остальное достойное внимания будет в отдельных записях, относящихся к этому путешествию на север.
Сегодня было по-прежнему прохладно. Безупречная солнечная погода совсем не гарантировала тепло.
52. Из Пинеги в Архангельск мы доехали по правому берегу Сев. Двины, посмотрев по пути храмовый комплекс в селе Новинки
53. и музей деревянного зодчества Малые Карелы.
54. Деревянная церковь Преображения Господня в д. Ижма не действует, состояние среднее.
Из окрестностей стоит ещё упомянуть про храмовый комплекс в д. Рикасово.
55. Белая ночь в Архангельске.
57. Открытое море можно увидеть в Северодвинске. На острове Ягры есть огромных размеров песчаный пляж с дюнами.
Ну а мы едем дальше. Дорога снова превращается в уже столь привычный за эти дни грейдер.
В Онеге мы остановились на несколько дней, чтобы посмотреть окрестности (сам же город не так интересен, да и обойти его можно за час весь).
Из окрестностей хотелось посетить 3 места: поморское село Ворзогоры, деревянный храм в Подпорожье и Кий-остров.
Пробег: 0 км.
Самый интересный день уже был, но что касается самого интересного места всего путешествия на север, так к нему можно совершенно справедливо отнести Ворзогоры.
Добраться туда непросто, сначала паром через Онегу, а затем ещё 25 км по грунтовой дороге, в некоторых местах не проезжей для легкового транспорта. Поэтому о проезде мы заранее договорились с местным жителем, через хозяйку гостевого дома (подробности будут в отдельной записи).
58. В центре Ворзогор находится погост, состоящий из 2-х деревянных церквей и колокольни.
59. Располагается село на высоком песчаном холме на берегу Белого моря. Красота мест в комментариях не нуждается!
Если нет сильного ветра, так можно часами сидеть и смотреть этот природный телевизор.
60. Песчаный холм плавно переходит в не менее протяженный песчаный пляж.
61. Река Онега во время прилива. На той стороне Онега-город.
Пробег: 95 км.
Сегодня мы снова отправимся на другой берег Онеги, в Подпорожье.
62. Храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
Постоянно храм не действует, состояние плохое, если не сказать аварийное. Но даже так смотрится величественно, особенно издалека.
63. А вот на Кий-остров мы так и не попали из-за непогоды. Уже под вечер просто съездили на берег, посмотреть волнующееся море и отлив. Кий-остров хорошо виден на горизонте.
Сидеть в ожидании сутки, а может и не одни, не хотелось. Поэтому на следующий день мы выдвинулись дальше.
Пробег: 432 км.
Начиная с сегодняшнего дня, наш путь повернул в сторону дома. Но путешествие по северу не заканчивается, ведь впереди ещё Кенозерский Национальный парк и Каргополь.
64. Церковь в честь Святого Николая Чудотворца в селе Сырья.
65. Когда-то здесь был Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь.
66. Вид на соседнее село Большой Бор.
68. Вознесенская церковь 1651 года в с. Пияла.
69. Завораживающий вид через Онегу на с. Посад (Турчасово).
71. Под вечер мы прибыли в Вершинино, «столицу» Кенозерского Национального парка.
Пробег: 758 км.
74. Почезерский погост недалеко от Вершинино.
75. Возвращаясь в Каргополь, мы проехались по тем самым местам, где уже были в прошлом году. Я не упустил случая заехать село Архангело.
Как приятно было снова оказаться в этих местах! Однако, в прошлый раз с погодой повезло больше.
Сейчас не буду вдаваться в большие подробности, лучше взгляните на отчет о прошлой нашей поездке на север.
77. К моменту, когда мы подъехали к селу Саунино, погода совсем испортилась. Заморосил мелкий дождь, понятно, что хороших фотографий сейчас не получится.
Для сравнения, взгляните, какая отличная погода в Саунино была в прошлый раз.
78. Вот уже и сам город Каргополь. Здесь мы первым делом помыли машину от пыли длинных северных дорог и подкупили кое-какие продукты.
79. В этот раз мне удалось подняться на колокольню и посмотреть на город с высоты, что послужило отличным дополнением к поездке на север предыдущего года.
Из Каргополя уже во второй половине дня мы выдвинулись в сторону Няндомы и далее на трассу М-8. Проехав уже знакомой дорогой через Вельск, к вечеру мы оказались в Вологде.
Следующий, завершающий день нашего путешествия на Север, как и первый, был мало, чем примечателен, перегон в 500 км, Вологда — Москва, и мы снова дома!
Каждый раз оказываясь на Севере, мне всегда кажется, что я прикоснулся к чему-то необыкновенному и даже заповедному. Меня как будто переполняет необыкновенное благоговейное чувство, помноженное на впечатление от увиденной неподдельной старины и красот природы. Притягательность этих мест необыкновенна! Но, что это? Почему такое бывает только здесь, на Севере?
И вот недавно я понял — так ощущается Благодать этих мест.
Этот суровый край, люди населявшие эти трудные для жизни земли, своим трудом, упорством в борьбе со стихией, своей любовью к жизни, поколение за поколением заработали или, правильней сказать, выстрадали Благодать, получив, тем самым, особое расположение Творца.
Это и ощущается приехавшими сюда путешественниками. Именно этим и бывает так притягателен Север, хоть не так-то он и прост, как кажется. Это та самая атмосфера, которую никогда не сыщешь в шумных и богатых городах, в сытых и изобильных краях. Но Север по-своему изобилен!
Посмотрел запоем, без остановки! Сколько всего интересного :)
Более всего потрясло село Кимжа с двухэтажными деревянными домами — это фото 26 и 27. И ведь это не музей деревянного зодчества, а настоящая живая деревня. Замечательное путешествие, очень яркие материалы.
Спасибо, Павел — интересно рассказано !!!
Спасибо, Григорий Васильевич, за отзыв! Да Кимжа впечатлила больше всего, есть оказывается ещё места с НАСТОЯЩЕЙ стариной. Да и весь тот край уникальный и в чем-то заповедный!
Спасибо, за безукоризненные фотографии и за Ваш интерес к Северу. Сам я питерский, но в Архангельской губернии пожил и по ее дорогам поездил около 20-ти лет, с перерывами. «И сердце там похоронил», можно сказать без натяжки. Кроме того, начитан великолепными описаниями путешествий века 19-того. Поэтому не обижайтесь напрасно на строгость предыдущей оценки, она небезосновательна. Подробнее пока нет времени, да и нужно ли это Вам?
Всего Вам доброго, Владимир.
Всё нормально:) А за оценку спасибо.
Восторг и фотоснимки, и выводы о притягательности севера прекрасны. Серебристые краски севера особенно любил художник И. С. Котов.
Огромное спасибо, читал с наслаждением. Бабушка и мама у меня из села Малый Халуй. Мама ходила в школу, она была в Ошевенском монастыре. Был там два раза в деревне ещё учась в школе. Впечатление на всю жизнь. Горжусь причастностью к настоящей России и людям тех мест. С уважением, Валерий.