Когда говорят о Кругобайкальской железной дороге или сокращённо КБЖД, имеют в виду ныне не действующую часть Транссиба протяженностью чуть более 80 километров и соединяющую Слюдянку и Порт Байкал. Сам же Транссиб тянется вдоль Байкала ещё не одну сотню километров. А этот маленький участок по прямому назначению не используется. Всё дело в том, что раньше дорога шла от Иркутска по берегу Ангары, а потом вдоль Байкала. Но из-за строительства электростанции в послевоенные годы, Ангара разлилась, и часть дороги оказалась под водой. Путь до Слюдянки спрямили, а участок дороги на западном берегу Байкала оказался тупиком.
Тем не менее, Кругобайкалка — самый живописный и одновременно самый интересный участок. Вся прелесть его в том, что прямо с поезда можно видеть вот такие красивейшие виды.
2
3
4
5
Поезда Москва – Владивосток здесь теперь не ходят, зато ходит экспресс, который, впрочем, назвать экспрессом язык не поворачивается, поскольку все 80 км пути он идёт 8 часов и скорей представляет экскурсионную электричку. Но это сделано специально, так как 100% пассажиров туристы.
6
Путь не электрифицирован, поэтому электричку тянет обычный маневровый тепловоз.
7
Во время продолжительных остановок на улицу из вагонов выносят столики с разнообразными сувенирами. На одном прилавке я видел даже сушеного байкальского омуля.
Понятно, что жители прибрежных поселков не будут без особой надобности ездить этим транспортом. Помимо экскурсионного поезда здесь ещё ходит обычный.
8
9
10
11
Это не только самый живописный, но и самый сложный в плане строительства путь. Очень впечатляет, когда видишь, как на таком относительно коротком участке сосредоточен не один десяток мостов и тоннелей.
12
Что интересно, именно на Кругобайкальской железной дороге более чем сто лет назад было закончено строительство Транссиба, и впервые в нашей стране было открыто непрерывное железнодорожное сообщение с Дальним Востоком.
13
14
15
16
С одной стороны жаль, что КБЖД с её уникальными видами стала тупиковой ветвью, но хорошо, что теперь она всё больше используется в новом качестве, и что с развитием туризма эта дорога вряд ли будет заброшена полностью.
17
Где-то вдалеке льёт дождь.
18
19
Корабли у берега указывают на то, что мы уже совсем недалеко от конечной точки. Очень скоро мы прибудем в Порт Байкал, на исток реки Ангары, откуда продолжим наше путешествие.
20
Исток реки Ангары, Порт Байкал и поселок Листвянка. Часть 7
По Большой Байкальской тропе вдоль берега. Часть 8
Деревня Большие Коты. Часть 9
Виды Байкала. Часть 10
Завершение похода. Село Большое Голоустное. Часть 11
По городу Иркутску. Часть 12
Поездка по Транссибу. Часть 1
Самая западная точка Байкала — Слюдянка. Часть 2
Горный хребет Хамар-Дабан. Часть 3
Восхождение на Пик Черского. Часть 4
Озеро Сердце. Часть 5