Сплав по реке Сережа (Нижегородская). Лесуново — Покров

Сплав по реке Сережа

Начало мая — период половодья, и самое время провести сплав по какой-нибудь речке нашей средней полосы. В этот раз мы отправились в Нижегородскую область на реку Сережу.

Как и в прошлом году я не стал брать на сплав зеркалку, а обошелся простым фотоаппаратом, потому и фотографии, конечно, ни о чём, но это некоторый компромисс, которого я пока что придерживаюсь в водных походах. Так что не обессудьте за их плохое качество.

Река Сережа, по сравнению с прошлогодней Тверцой, оказалась несколько посложней и от этого интересней. Постоянные изгибы и повороты чуть ли не на 180 градусов и даже более, поваленные деревья, коряги и заросшие мелким кустарником отмели никак не давали расслабиться, особенно в начале маршрута. Затем река становилась всё шире, берега всё более обжитые, до тех пор пока она не впадала в реку Тёшу, которая в свою очередь впадает в Оку. Но до Оки мы не дойдем, а финишируем недалеко от моста через Тёшу в деревне Покров.
Но обо всём по порядку.
Кстати, река с таким же названием есть ещё в Тверской области, потому и уточнение в скобках неслучайно.

30 апреля. 1 день

Место старта — село Лесуново, а точнее мост недалеко, где дорога пересекает нашу речку.

2. В центре села находится довольно большой и необычной по архитектуре храм.
Храм в Лесуново

Деревянный дом

Объявление

5. А с возвышенности открываются замечательные виды на лесные дали. Неудивительно, в таком месте не могло не возникнуть село.
Лесные дали

6. Вот и наш мост, виднеющийся вдалеке с горки.
Вид на мост через реку

7. До места старта мы добирались на машинах. Пока водители перегоняли свои авто ближе к финишу и на такси возвращались назад, мы собирали байдарки. Машины мы оставили на платной стоянке автосервиса в посёлке Навашино. Может кому и пригодится такая информация.
Место старта

8. Сплав по реке Сережа очень удобно начинать в этом месте. Широкая и ровная поляна прямо на берегу. Асфальтовая дорога — чуть ли не до самой воды.
Сборка байдарок перед сплавом

9. Спустились на воду мы уже во второй половине дня, ближе к вечеру. Пока Сережа неширокая, течение сильное, воды в этом году много, так, что чуть ли не через край переливается.
Река Сережа в половодье

Сплав по реке

11. Наша байдарка. Мы на ней уже сплавлялись прошлой весной по Тверце. В этом году она опять показала себя с хорошей стороны, несмотря на солидный возраст.
Старая байдарка

12. Надписи на носовой части.
Надпись на носу байдарки

Большой послужной список и преклонный возраст нашего плавсредства вызывал уважение не только у нас самих и участников из нашей группы, но и у людей из других групп, проплывающих мимо.

13. Серый катер — наш флагман. Он шел на моторе и вез некоторое общегрупповое снаряжение. Конечно мотор — это замечательно, но габариты катера явно не для сплава по реке Сережа. Такому здесь особо не разгуляться. Но несмотря на свой размер, 4 больших завала, он всё же преодолел успешно!
Серый катер с мотором

В этот день мы успели пройти всего несколько часов. Пришло время искать место для ночевки. И тут, случилось неожиданное.

С интервалом менее, чем 25 минут, буквально одна за другой «кильнулись» сразу 2 байдарки. Они, конечно, не перевернулись кверху килем, но зачерпнули столько воды, что потеряли плавучесть. Причиной тому была простая неосторожность. Всё до обидного просто и произошло вообще на ровном месте.

Так или иначе, 4 человека промокли, и найти по-быстрому место стоянки теперь просто необходимо. Они, конечно, переоделись с сухое, но согреться у костра после «купания» будет нелишним.

14. Место, которое мы вскоре нашли, сейчас, в половодье, оказалось островом. Наша большая группа заняла его почти весь. Это было не совсем удобно, но в нашем случае особо выбирать не приходилось.
Байдарки пришвартованные к берегу

Сытный ужин, теплый костёр и песни под аккордеон и гитару быстро подняли настроение группы и особенно купальщиков.

1 мая. 2 день

15. Следующий день не баловал нас хорошей погодой долго. Небо затянуло тучами, время от времени моросил дождь.
Пасмурный день

Всё-таки половодье — интересное время. Несколько раз на реке можно было наблюдать забавную картину, когда из-за большого уровня, вода течёт напрямик, срезая все крутые изгибы. В этот момент возникает течение не вдоль, а поперёк русла. Вода утекает между деревьями, где уже через несколько метров виднеется просвет и река. Иногда, в наиболее удобных местах, где деревья росли не так часто, удавалось пройти, тем самым выиграв немного расстояния и времени.

Отдых на воде

Кто бы мог подумать, но второй день сплава по Сереже тоже не обошелся без приключений. Так сразу после очередного крутого поворота начинался завал на половину реки. Причиной этого было не до конца упавшее дерево, лежащее над водой совсем низко и собирающее всё, что плывет вниз по течению.

Чтобы не попасть в завал, приходилось делать более крутой поворот и сильнее работать вёслами. Но не всем удалось это сделать. Так 2 байдарки всё же попали в эту ловушку. Сильным течением их вынесло к дереву и развернуло боком, прижимая к стволу. Избежать этого было трудно, но легче, чем теперь вырваться из ловушки. Плавсредство наклоняло боком и захлёстывало водой со стороны течения. Надо совсем не много времени, чтобы оказаться в воде. К счастью для наших новых купальщиков (не тех, что вчера), это было в нескольких метрах от берега и на неглубоком месте.

После, группа прошла немного вниз по течению, и на первом удобном месте устроили обед.

17. Следующим интересным, но менее драматичным, событием сегодняшнего дня было прохождение Петровского моста.
Старый Петровский мост

18. Сложности это никакой не представляло. Свободных пролётов много, не попасть ни в один из них нужно ещё постараться)) Главной здесь была зрелищность и эффектный вид разваливающейся конструкции.
Разваливающиеся пролёты моста

Когда воды в реке не так много, рядом можно обнаружить ещё одну конструкцию. Новый мост представляет из себя сложенные вдоль русла трубы, накрытые сверху плитами, чтобы по ним можно было проехать.

Протиснуться в трубу не получится, поэтому только обнос. Но сейчас всё это, к нашему счастью, было глубоко под водой.

19. Полянка, на которой мы остановились на ночёвку, вся была сплошь покрыта белым мхом. Прямо, как на севере, где-нибудь в Карелии.
Мох на берегу

2 мая. 3 день

Место ночёвки всем так понравилось, что с него не хотелось уходить. Здесь и вправду всё удобно: ровное, сосновый лес, полно дров и даже на земле вместо высокой травы, как ковёр, мох. В таких местах хорошо устраивать отдых или днёвку.

20. В нашем распоряжении не было свободного дня, ведь мы прошли только половину от намеченного маршрута.
Две байдарки вытянутые на берег

Спустя час ходу перед нами открылось широкая низменность, вся поросшая кустарником. Заливов было так много, что с трудом угадывалось, куда идти. Кругом вода и мелкие прутики кустарника, за которым не видно ничего.
Мы замедлились. Но главной неприятностью здесь были торчащие из под воды коряги и застрявшие поперёк брёвна, принесённые сюда течением.

Блуждания по болоту были не долгими. Вскоре мы выбрались к высокому холмистому берегу, на котором угадывались постройки. Это деревня Румасово — первый населённый пункт от начала нашего сплава по Сереже.

Наша многочисленная команда сильно растянулась, и сейчас, когда мы уже проходили деревню, кто-то только заходил на низменность. Чтобы поддерживать связь между первым и замыкающим и, тем самым, со всей группой, мы использовали рации.

И здесь, по рации, до нас дошла информация, что одна байдарка порезала днище об острую корягу. Брешь была не такая большая, и байдарка осталась на плаву, пока что. Нам, шедшим впереди, теперь предстояло быстро найти удобное место для вынужденной остановки.

«Терпящие бедствие» заткнули прорезь чем было под рукой и шли теперь так быстро, как могли. А быстро идти не получалось — один постоянно отвлекался, вычерпывая воду за борт.

21. Наконец, они причалили, и мы сразу же приступили к ремонту.
Заклейка прорези заплаткой

Поставить заплатку не составило труда. Потратив на всё часа полтора, мы заодно отдохнули и размялись.

22. Теперь берега Сережи всё больше становились высокими и обрывистыми.
Высокий обрывистый берег

23. Погода в свою очередь менялась к лучшему, что не могло не радовать.
Река Сережа Нижегородская

Населенных пунктов теперь попадалось на пути всё больше. Мы прошли деревни Кистаново, Пустынь, Валтово, Левино.

Продолжение сплава

Вид с байдарки назад

26. Ещё один мост. Из-за высокого уровня, вода подошла под самые пролёты. Чтобы не задеть, приходилось пригибаться.
Мост через реку вдали

27. До устья Сережи оставалось по навигатору меньше 1-го километра. В пору было расслабиться, теперь-то уж точно никаких неожиданностей не предвидится. Но нет. Всю реку перегородил глухой завал. Такой мощный, что по нему можно было пройти, как по дамбе.
Большой завал недалеко от устья

28. Слева оставалось одно узкое, но мелкое место, где можно было пройти.
Узкая протока

Байдарки-то пройдут, но главным было то, как преодолеет это наш флагман.
Катер полностью разгрузили, и поскольку налегке он практически не имеет осадки, его успешно протащили через это узкое место.

29. И вот, сплав по реке Сережа закончен, теперь мы на реке Тёша. Она шире раза в 2, но течение ничуть не меньше.
Вечер на реке Тёша

Незадолго до темноты мы встали на ночёвку на огромном полуострове.

3 мая. 4 день

За эти дни, со всеми приключениями и незапланированными остановками, у нас накопилось отставание. До финиша 30 км, и это не многим менее нашего обычного дневного перехода, но пройти их нужно было за полдня, чтобы успеть собраться и выехать.

30. Ещё одна группа на берегу.
Группа туристов на берегу

Дом на обрыве

32. Красивые песчаные берега радуют глаз.
Вид с байдарки на обрывистый песчаный берег

33. Утренняя прохлада закончилась, солнце начинает припекать.
Жаркий день на реке

Несмотря на усилия, быстрей идти не получалось. Может быть сказывалась усталость этих дней. Но кто бы мог подумать, что управимся мы менее, чем за 5 часов. К 13.00 мы уже были на финише.

Как это возможно? У меня объяснение одно — более быстрое течение, из-за ширины реки менее заметное.

34. Собрались и пообедали ввиду надвигающегося дождя очень быстро. В итоге, сборы закончены, а дождя всё нет :)
Сборы на финише

35. Нам просто повезло, такая туча может, разве что, пройти стороной.
Ливень застал нас уже в дороге недалеко от Мурома.
Грозовая туча надвигается

Итоги сплава по реке Сережа и Тёша

Итого, суммарно 3 дня. Пройдено 112 км вместе со всеми речными изгибами и поворотами. Приблизительный километраж:
1 день — 5 км,
2 день — 34 км,
3 день — 42 км,
4 день — 31 км (река Тёша).
Стоит сказать, что это был не самый напряжённый темп движения. Всё-таки мы ехали сюда отдыхать :)

Река полна сюрпризов, о чём свидетельствуют 4 киля и 1 прокол. Завалы, большое количество плавающих бревен и веток, отмели с риском распороть дно, а также множество изгибов и поворотов на 180 градусов и более.
Всё это требует осторожности и внимания. Расслабиться было некогда, особенно в самом начале.
В этом году я поставил на нашу легендарную байдарку-раритет руль. И, признаться, ничуть не пожалел об этом. Если в прошлом году на Тверце без него можно было вполне обойтись, то в этот раз он сэкономил нам массу сил.

Сережа протекает по очень мало населенным местам. Можно идти целый день и не встретить ни одного населённого пункта. Конечно, это большой плюс. Места дикие, экологичные и нетронутые человеком.

Тем не менее, сплавляющихся в эти праздники было очень много. А ещё очень понравилось отсутствие какого-либо мусора на стоянках. Его не было вообще, куда бы мы ни приходили, где бы ни останавливались!

Наш майский сплав по Серёже мне понравился во всех отношениях. Очень здорово, если когда-нибудь в этих местах удастся побывать снова!

Смотрите далее:

Сплав по реке Тверца

Расскажите друзьям:

Если информация оказалась вам полезна или просто понравился наш сайт, вы можете выразить благодарность, поддержав проект. Ваша поддержка помогает нам стать лучше! Ведь всё это для вас!

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.