Сплав на байдарках по Тверце. Вышний Волочёк — Торжок

Сплав на байдарках по реке

В этом году на майских праздниках мне представилась возможность поучаствовать в сплаве на байдарках по реке Тверце. С запозданием, но всё-таки, делюсь своими впечатлениями и фотографиями.

Кстати, насчёт фото. Этот вопрос перед отъездом меня волновал больше всего. Рисковать своей единственной зеркалкой не хотелось, но и альтернатив тоже не так уж и много.
В итоге, решил зеркалку не брать, а ограничиться старенькой «мыльницей». Для разнообразия :) Так что, по качеству фото, конечно, никакие, но главное здесь будет само содержание.

Это первый сплав, в котором мне удалось поучаствовать. Можно сказать, первый водный поход, поэтому очень интересно было посмотреть специфику и сравнить с другими видами спортивного туризма.

1 мая. День первый

Первый день начался с холодной и дождливой погоды и больших пробок на Ленинградском шоссе. Сегодня нам нужно было доехать до Вышнего Волочка, встретиться с остальными участниками и уже вместе добраться до берега Тверцы, где предполагались стапель и ночёвка.

2. Уже под вечер мы приехали к месту старта, недалеко от посёлка Белый Омут. Дождь, ливший целый день, перестал, и это позволило нормально заняться ужином и сбором байдарок.
Сбор байдарок на месте старта

Место это оказалось довольно популярное среди туристов-водников, благодаря своей близости от железной дороги Москва-Питер и возможностью доехать сюда на машине.

3. Поужинав и собрав свою байдарку, неплохо было бы её испытать. Ведь завтра, если что, времени на ремонт будет крайне мало.
Перевёрнутые байдарки

4. Тверца здесь неширокая, но не успевшая сойти «большая вода» добавляет солидности. Видно, что воды сейчас с избытком, и как она подтачивает обрывистые песчаные берега.
Река Тверца

Наше плавсредство показало себя с хорошей стороны. Каркас держал, «шкура» воду не пропускала, в общем, не зря мы её клеили.

5. Признаться, у меня были некоторые опасения насчёт её плавучести, и вот почему:
Годы и места сплавов

Огромный послужной список этой байдарки внушал не то, что уважение, а настоящий трепет. 1975 год, 40-летний водный стаж, по несколько сплавов в сезон, второй раз на Тверце — впечатляет!

Уж не знаю, чем нам это всё грозило, но чувства тогда были какие-то противоречивые. Как будто садишься за руль старенькой «Победы» или «Эмки».
Но всё же для меня большая честь, поплавать на такой!

6. Но одним списком рек дело не ограничилось:
Надпись на тенте

Харизматичные хозяева увековечили здесь целую веху истории.
Кстати, складывается ощущение, что знаки вопроса подписали уже чуть позже, спустя какое-то время.

Весь оставшийся вечер мы провели у костра, и только поздней ночью разошлись по палаткам спать.

2 мая. День второй

Сегодняшнее утро было таким же пасмурным, как и вчерашнее, но без дождя.

7. Группа готовится к выходу. Жёлто-красный катамаран у берега — наш флагман. Он шёл на моторе и вмещал до 8 человек или даже больше.
В начале сплава

9.45 мы начали сплав. Наша байдарка вызывала у всех удивление. Ну а мы с мыслями: «раз она здесь уже второй раз, тогда уж точно не подведёт :)», шли вперёд.

8. Света за вёслами.
Света за веслами

9. Деревня Елизаветино.
Деревня на берегу

10. В этих местах Тверца постоянно делает крутые изгибы, на которых образуются большие песчаные обрывы. Смотрится здорово, особенно снизу вверх.
Песчаный обрыв на реке

11. Время 12.00. На этом пологом берегу мы расположились на обед. Конечно, немного рано, но за эти 2 часа мы прошли чуть ли не половину намеченного на сегодня пути. Так что торопиться некуда!
Пологий берег

Майский пейзаж

Вторую половину дня, примерно с 15.00 до 18.40 сплавлялись в том же темпе. Пройденные расстояния, несмотря на все речные изгибы, впечатляли. По сравнению с пешим туризмом, это казалось чем-то невероятным — вроде работаешь меньше, а проходишь больше!

13. Вася и Ира.
Вася и Ира на байдарке

14. Погода всё лучше.
Берёзы и ели

Река Тверца в мае

Берега делались всё более обжитые, деревень на нашем пути становилось всё больше. Мы проплыли д. Ряд, Иевцево, Локтево. Перед селом Бабье погода стала резко портиться, появился ветер. Надвигающиеся тучи сулили нам неизбежность дождя.

Автомобильный мост над водой

17. Заброшенная церковь в с. Бабье.
Церковь на берегу в селе Бабье

Сразу после села начался ливень. В этот день я больше не фотографировал, да и, признаться, было некогда. Наш флагман, всё время шедший замыкающим, теперь дал полный газ и вышел вперёд. Остальные сплавлявшиеся байдарки прицепились за него и плыли на буксире рядом.

Нам со Светой места уже не хватило, и мы шли, как и прежде, на веслах. Но я был этому только рад. Движение и работа согревают и занимают мысли. Тебе некогда думать о неприятном дожде, а мысль поскорей дойти до места ночёвки прибавляет силы.

Поначалу мы шли впереди, но соперничать с мотором на всех оборотах, пусть и перегруженном, тяжело. Через некоторое время мы поравнялись.
«Господа спортсмены, давайте к нам!» — шутили с катамарана.
Мы улыбались в ответ. Цепляться я не хотел, Светка была того же мнения. От нас флагман ещё больше замедлится, а хочется поскорей дойти.

Я работал в полную силу, но этого было мало. Флагман медленно, но верно уходил вперёд, а мы отставали.

Под проливным дождём прошли село с интересным названием Выдропужск и мосты Ленинградского шоссе. Спустя ещё полкилометра причалили на берегу недалеко от широкой поляны. Дождь не прекращался до самой ночи, но костёр, тент, горячий ужин и гитара заметно подняли боевой дух команды.

3 мая. День третий

Третий день нашего путешествия и второй день сплава по Тверце начался немногим позже, чем обычно, но это не мешало нам выдвинуться в 10:00. В целом, торопиться было некуда, мы могли позволить себе выйти и ещё позже.

18. Обмен ништяками.
Сплав по Тверце на байдарке

19. Заброшенная фабрика на берегу.
Корпуса заброшенной фабрики

20. В половине первого встали на обед.
Байдарки на берегу

Во второй половине дня наш переход можно было назвать символическим. До Торжка оставалось всего-ничего, и проплыв час с небольшим, мы стали искать подходящее место стоянки.

21. Уже вечером заходящее солнце красиво осветило противоположный берег.
Вечер на Тверце

Сегодня было много времени, и мы организовали походную баню. Но главной «фишкой» этого вечера был костёр, а точнее, песни у костра. У нас было целых три гитариста. Но помимо них, один парень взял с собой аккордеон.
Гитара в походе — это здорово, но кого этим удивишь? А вот аккордеон — другое дело! Словом, такого музыкального похода в моей практики ещё не было!

Большой костёр

До поздней ночи мы пели и слушали, и далеко за полночь разошлись спать.

4 мая. День четвёртый

23. Наш лагерь утром.
Наш лагерь утром

Ясное утро на речке

Палатки на берегу

В завершающий день нашего сплава было ясно и солнечно, но ветрено. Благо дул ветер в нужном нам направлении. В совокупности с течением получалась хорошая скорость, равная примерно скорости пешехода. И это если не работать вёслами! Так можно было просто сидеть, созерцать плавно меняющуюся картинку, разговаривать на интересующие темы и, несмотря на это, двигаться к намеченной цели. Просто сказочно!

В 9.50 мы выдвинулись и уже через 2 часа были под Торжком.

26. В непосредственной близости от города, напротив музея деревянного зодчества Василёво есть большая поляна, удобная для антистапеля, поскольку прямо до неё можно доехать на машине.
Водный поход по Тверце

Пока водители перегоняли свои авто, остальные занимались своими плавсредствами и обедом. Спустя ещё 3 часа, ровно в 15:00 мы выехали из Торжка.

Сплавляться на байдарках мне понравилось. Тверца — тоже! Красивая и чистая река с сосновыми лесами по берегам — сюда хочется когда-нибудь вернуться.

Водный туризм — это здорово, хоть и присутствует своя специфика. Свои плюсы и минусы. Больше работает спина и руки, а не ноги. Конечно, не приходится подолгу идти, неся тяжёлый рюкзак. Проходимые за день расстояния больше, в сравнении с тем же пешим туризмом, даже если река небыстрая.
Можно не считать каждый килограмм и взять больше вещей, например, аккордеон :) Всё равно вода несёт.
Однако, возникают дополнительные хлопоты с заброской к месту старта и выходом из района проведения.

Расстояние от Вышнего Волочка до Торжка по Тверце мы прошли за два с половиной дня. Можно и быстрее, но цели были не сколько спортивные, а сколько — отдохнуть на природе. Плюс большая группа не прибавляет скорости передвижения.

Время — май, не обошлось и без укусов клещей. Двое участников словили их где-то во время стоянок. Но всё обошлось благополучно.

Тверца — довольно популярная река для сплава на байдарках среди туристов. Своих коллег мы встречали неоднократно. Мест для стоянок по берегам тоже полно.

Для себя же я решил продолжать заниматься водным туризмом. Что будет дальше, покажет время.