Снежные горы или в самом сердце Северного Тянь-Шаня. Часть 4

Ледовый склон перевала

— О, вы в снежные горы идете? – с интересом спросил один из местных подростков, увидев наше снаряжение.
— Да, — ответили мы проходя.
Мальчик ещё долго провожал нас взглядом, пока группа окончательно не скрылась за поворотом.

Сейчас, глядя на эти белые склоны и перевалы, мне вдруг вспомнился тот короткий диалог. Это действительно снежные горы …

Заканчивалась вторая неделя похода по Северному Тянь-Шаню. Мы прошли и повидали немало, но всё самое интересное и, одновременно, сложное было ещё впереди. Об этом и не только в сегодняшней части.

17 июля. 12 день. Ледник Топ-Карагай и ночевка на 4150 м.

2. Ледник здесь относительно пологий и просматривается хорошо. Занижение в самой дальней части — перевал Инструментальщик (2А, 4445) — туда мы идём.
Снежные горы

3. Виды отсюда открываются просто завораживающие.
Нависающий ледовый карниз

4. Узкий кулуар — это всё тот же самый пер. Провал Свободной Кореи (3Б), который мы уже видели несколькими днями раньше, только с другой стороны. Здесь всё очень простенько, чего не скажешь про ту сторону. Вот, насколько могут отличаться 2 склона одного и того же перевала.
Перевал Провал Свободной Кореи

5. Погода тем временем начала незаметно портиться. Из долины надвигалась сильная облачность.
Надвигающиеся тучи в горах

6. В некоторых местах ледник пересекали трещины. То, чем она прикрыта — это снежный мост, но лучше на него не наступать.
Прикрытая снегом трещина на леднике

Фото ледниковой трещины

8. Прошло ещё немного времени, и вокруг нас закружился весёлый Рождественский снежок.
Снег в горах

Связка туристов на леднике

Так продолжалось недолго. Снежок усилился и, подхваченный сильным порывистым ветром, превратился в настоящую метель. Вокруг всё побелело, видимость понизилась до нуля. В порывах ветра ничего не было слышно, в то время казалось, что наступила непонятная, звенящая в ушах тишина.

Ветер дул в спину. Я шёл и наблюдал, как мокрый снег всё больше облепляет рюкзак и одежду впереди идущего в связке. На таком ветру снег быстро замерзает, образуя ледяную корку.

10. Ветер не утихает, а куда идти совсем не видно. Вскоре, было решено остановиться и в палатках переждать непогоду.
Группа туристов на снегу

11. И это 17 июля — середина лета :)
Туристические палатки

В палатке тепло, впору забыть о разгулявшейся непогоде. За обедом и разговорами незаметно прошло несколько часов.

12. За это время картина снаружи сильно переменилась. Тучи разошлись, снег перестал, ветер немного утих. Теперь можно было видеть, куда мы сегодня забрались.
Снег и низкие облака

Пока есть время до вечера, связка добровольцев отправилась на перевал тропить ступени. Завтра штурмовой день и облегчить его не помешает. Да и тропить по замёрзшему снегу с утра будет труднее, лучше это сделать сейчас.

13. Ребята поднялись по склону до льда и спустя 2,5 часа вернулись.
Вид на перевал Инструментальщик

18 июля. 13 день. Перевал Инструментальщик (2А, 4445) и то, что было после

14. Утро на высоте 4150 м. холодное, я бы даже сказал ледяное, по ощущениям ниже — 10 градусов. Может и ещё меньше.
Рассвет высоко в горах

Холодно, но необыкновенно красиво! На небе звёзды, в лунном свете искрятся снежинки, а на востоке постепенно начинает светлеть.

15. Дальше стало ещё красивей. Утренним светом окрасились далёкие склоны снежных гор.
Утренний свет на снежных горах

Долго не понаблюдаешь. Чтобы не мёрзнуть, нужно постоянно двигаться и что-либо делать.

16. По вчерашним ступеням наша команда быстро поднялась по склону до нижней границы льда. Настало время технической работы и верёвок.
Подъем по крутому снежному склону

Совсем недавно окончательно рассвело, но у нас по-прежнему холодно. Солнце сюда придёт ещё очень нескоро, и виной тому склон, ориентированный на северо-запад.

17. Пройти разделяющий склон бергшрунд сложности не представляло. Снег смерзся и хорошо держит.
Бергшрунд

18. Станция на ледобурах.
Страховочная станция

Все 4 верёвки я шёл замыкающим, из-за этого приходилось подолгу ждать, пока по верёвкам пройдут остальные участники. Чтобы не стоять без дела и не мерзнуть, несколько раз поднимал рюкзаки техлидеров, что лезли первыми налегке. Мне, как фотографу, это было на руку — есть возможность фотографировать с разных ракурсов.

19. Солнце везде, только не у нас.
Вид вниз по склону перевала

20. Профиль нашего склона. Крутизна 40-45 град.
Крутизна ледового склона

21. И вот из-за зубцов скал появилось долгожданное солнце!
Взошедшее из за горы солнце

Поскольку я шёл последний, в мою задачу входило разбирать станции и выкручивать ледобуры. Так, к 4 верёвке, карабинов, буров и станционных петель у меня накопилось, наверное, на несколько дополнительных килограммов :)

К тому же четвертая верёвка за это время обледенела, жумар постоянно проскальзывал, не давая нормально подниматься. Не помогал и схватывающий узел, завязанный перед жумаром, чтобы чистить верёвку.

Одна интересная особенность этого перевала — очень узкая седловина. По ширине она примерно метра полтора. Наша группа из десяти человек умещалась на ней с трудом.

Поднимаясь последним и видя своих отдыхающих товарищей, я постоянно думал: «ну вот сейчас, ещё немного, и я, наконец, долезу, тоже присяду и отдохну». А там не то чтобы присесть, постоять негде!

22. Место присесть, конечно, нашлось :))
На перевале Инструментальщик

Мы на 4445 м. Инструментальщик — это наивысшая точка и, одновременно, самый трудный перевал всего нашего похода на Тянь-Шань. Теперь можно отдохнуть и отметить это событие кусочком шоколада.

23. Отсюда открывается вид на долину и ледник, по которому мы пришли. Гора справа — пик Свободная Корея, высотой 4770 м.
Вид с перевала на пик Свободной Кореи

24. Вид в другую сторону. В окружении снежных гор!
Горная страна

Далее был спуск вниз, который, наверное, один достоин отдельной части во всём этом рассказе. Это, своего рода, квинтэссенция всего нашего похода. Только что была самая физически трудная часть. Теперь начиналась часть сложная морально, но при этом, необыкновенно зрелищная.

Спуск начался с достаточно крутого снежного склона. Провесив 2 верёвки, мы сбросили около 100 метров, и оказались на широком и пологом леднике. На этом ровном месте решено было пообедать.

Инструментальщик пройден, все сыты и, вроде бы, даже отдохнули. В отличном настроении группа выдвинулась после обеда дальше.

25. Но радость наша длилась недолго. Чем дальше мы продвигались, тем больше становилось трещин и разломов.
На леднике

26. Пологий спуск обрывался ледопадом. В попытке обойти его, мы прижались к правому борту долины.
Альпинисты в горах

Сам ледопад не был для нас неожиданностью, поскольку шли по описанию, составленному год назад другой группой, но сейчас оно нам мало помогало. За этот год ледопад изменился до неузнаваемости, и там, где ещё год назад можно было спокойно пройти, теперь зияли разломы.

27. Дальнейший путь прерывала вертикальная ледовая ступень.
Вертикальный спуск с ледовой ступени

Пришлось немного импровизировать. Под ступенью небольшая пологая площадка, но какой склон за ней, не видно. Чтобы посмотреть, надо спуститься.
Рискнуть?
А разве есть вообще другие варианты?

28. Разломы рядом с площадкой.
Вид ледопада

29. Вид в другую сторону.
Вечер в снежных горах

От площадки вниз уходил крутой ледовый склон без разломов. Можно считать, что повезло.

30. Пока остальные спускались со ступени, наиболее шустрые провесили вторую верёвку до выполаживания.
Посреди ледовых разломов

Как же хорошо, что я не снял после обеда кошки. Сейчас, когда снова начало подмерзать, они стали незаменимы.
Вроде всё делаешь быстро, но времени всё равно мало. Работая с верёвками, мы не заметили, как зашло солнце, и начало темнеть.

31. Вершинки снежных гор, как и сегодня утором окрасились красным светом.
Закат в горах

32. Затем картина изменилась — горы потемнели, а облака, наоборот, стали освещены.
Яркое облако над вершинами

33. Так вроде бы безобидно выглядит первая ступень ледопада. Две черные точки — наши техлидеры, сдёргивающие вторую верёвку.
Верхняя ступень ледопада

Уже в сумерках мы дошли до ровного места, где удобно было поставить палатки. Долгий и полный сюрпризов день подошёл к концу.

19 июля. 14 день. Продолжение ледопада

Ночью было морозно и ветрено, но после восхода солнца стало заметно теплей. Сегодня мы оказались на солнце не в сравнение раньше, чем вчера.

34. Вчерашний спуск. Наши палатки на фоне величественных снежных гор кажутся крохотными.
Маленькие палатки на фоне гор

35. Чьи-то промокшие ботинки за ночь обледенели. Нужно было класть во внутрь палатки. Я выставил их на солнце, чтобы быстрей оттаяли.
Заледеневший на морозе ботинок

Но и сегодня расслабляться было рано. Впереди нижняя ступень ледника, по описанию ещё более серьёзная, чем та, которую мы прошли вчера.

36. Начало, как и в прошлый раз, было бодрым и оптимистичным. Но приблизившись к такому, стало ясно, что легко и быстро тут не отделаешься.
Гигантский ледовый разлом

Ледопад – у меня всегда ассоциируется с лабиринтом, и теперь нам предстояло его распутать.

37. Широкий ледовый разлом можно было обойти ближе к правому краю долины.
Связка в ледопаде

38. Но дальше было ещё интересней. Разломы поменьше можно обойти, подойдя к склону справа почти вплотную. Но проблема в том, что из бокового кулуара часто летели вниз камни (на фото это место — серая прерывистая полоска осыпи на снегу).
Камнеопасный склон

Их траектория была такова, что пройти наиболее удобным путем, минуя трещины, было слишком опасно, а уйти левей из-за трещин ледопада не представлялось возможным.

Первая связка, изображенная на фотографии, обходит одну из трещин и уходит на безопасное от кулуара расстояние. Чуть позже туда пришли остальные. Там мы наблюдали какое-то время за падением камней и заодно продумывали наше дальнейшее движение. Так как периодичность, с которой падали камни, складывалась совсем не в нашу пользу, пришлось забирать левей и идти по снежным мостам, прикрывающим трещины и надеяться, что мосты нас выдержат.

Спуск вниз по леднику

Растрескавшийся лёд

Ледовый лабиринт

Так наша группа связка за связкой преодолела опасное место. Всё прошло благополучно, не считая того, что Юля таки умудрилась по пояс провалиться в трещину. Перевалившись на один бок она быстро выбралась без посторонней помощи. Ну а через какое-то время мы оказались на относительно ровной и твердой поверхности, вдали от сыплющихся камней.

Горные снега

Стена льда

44. Основная часть ледопада была пройдена, но впереди было несколько продолжительных крутых участков, где не обошлось без верёвок.
Спуск по веревке

Вид ледника снизу вверх

Ледяные нагромождения

47. К полудню вышли на морену.
Группа вышла на морену

48. Дальнейший спуск был по камням и скалам. В этом месте ледник заканчивается особенно красиво, буквально нависая над крутым участком.
Нависающий ледник

49. До зелёнки уже совсем близко. Воздух становился всё теплее. Мы возвращались в лето.
Спуск в зеленую долину

Сбросив за день немногим менее 1500 метров по вертикали, под вечер мы встали лагерем на берегу реки. Теперь можно было и как следует отдохнуть.

Вот такие непростые оказались эти снежные горы!

P. S. Полгода спустя на защите маршрута перевал Инструментальщик нам засчитали на категорию выше (2Б), хотя он по классификации он только 2А.

Далее об этом походе:

Переправа через Аламедин — база отдыха Теплый Ключ — перевал Искра. Тянь-Шань. Часть 5
Завершение похода на Северный Тянь-Шань. Часть 6
Послепоходное. Озеро Иссык-Куль
Наскальные рисунки древних людей недалеко от города Чолпон-Ата

Предыдущие части:

Хижина Рацека и Ак-Сайский ледопад. Тянь-Шань. Часть 3
В альплагере Ала-Арча. Часть 2
Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет. Горный поход 3 к. с. Часть 1
Москва — Бишкек. Часть 0

Расскажите друзьям:

Если информация оказалась вам полезна или просто понравился наш сайт, вы можете выразить благодарность, поддержав проект. Ваша поддержка помогает нам стать лучше! Ведь всё это для вас!

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.