Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет. Горный поход 3 категории сложности. Часть 1

Тянь-Шань

Этот поход по Северному Тянь-Шаню получился для меня «самым» во многих отношениях. Самый продолжительный, самый физически сложный и так далее, перечислять можно много. Но можно с уверенностью сказать, что он стал наиболее логичным продолжением всего моего занятия спортивным туризмом.

Маршрут: а/л. Ала-Арча — пер. Мин-Джылкы (4050 м, 1Б) (радиально) — пер. Спартакиады (4100 м, 1Б) — пер. Им. 100-летия города Фрунзе (3900 м, 1Б) — а/л. Ала-Арча — Теке-Тор (4100 м, 2А) — пер. Симонова (3850 м, 1Б) — Инструментальщик (4440 м, 2А*) — дол. реки Аламедин — Искра Центральный (4380, 2А) — пер. Иссык-Ата Вост. (4080, 1Б) — курорт Иссык-Ата.

Весь наш путь можно разделить на три большие части. Первая — кольцо на запад от Ала-Арчи, вторая и наиболее важная — от альплагеря до базы отдыха «Теплый ключ» на реке Аламедин, и третья — от базы отдыха до Иссык-Аты.

Итак, это был горный поход 3 категории сложности. Для тройки он получился сложным, но это можно посчитать только плюсом для опыта и на будущее.
Протяженность — 160 км, 8 перевалов, продолжительность — 21 день. Изначально было запланировано 19 дней и 2 запасных, но их пришлось использовать из-за непогоды и прохождения ледопада после пер. Инструментальщик (4440 м, 2А*). Прошли мы всё, как запланировали и, кстати, заняли 2 место на Чемпионате Центрального Федерального округа среди походов 3 к. с!

Район Северного Тянь-Шаня — Киргизский хребет очень доступен в плане заезда и выезда и организации продуктовых забросок. К югу от Бишкека резко начинаются горы, которые спускаются холмами и отрогами чуть ли не к самому городу.
Непосредственно перед выездом мы организовали продуктовую заброску на базу «Теплый ключ» (для третий части нашего пути). Заброску для второй части мы оставили в Ала-Арче, куда мы вернулись после первого кольца.
Всё получилось близко и очень удобно, а главное, не пришлось тащить на себе ничего лишнего.

Закончив поход и перед тем, как уехать обратно, мы провели ещё 2 дня на озере Иссык-Куль. Об этом я обязательно расскажу, так как те места несомненно тоже достойны внимания.

Понятно, что рассказ о таком продолжительном путешествии трудно уместить в одной части. Чтобы не перегружать страницу большим объемом и не утомлять читателей, я разделю всё описание на несколько частей. Сколько их будет всего, пока точно не знаю, но в конце каждой записи оставлю ссылки для быстрого перехода к предыдущей и последующей части. Так, на мой взгляд, будет удобнее всего.
Я не стану в большом количестве включать в этот рассказ сухие данные и цифры (такие как чистое ходовое время, время выхода и привалов и т. д.) чтобы не дублировать наш походный отчет и не занимать внимание читателей. Буду указывать это там, где наиболее уместно. Но если кого вдруг заинтересует подробный отчет о прохождении нашего маршрута со всеми необходимыми данными, обращайтесь, пришлю.

Сегодня я расскажу о первой части нашего маршрута. По прошествии 6 дней мы вернулись в альплагерь Ала-Арча, где была запланированная дневка. После чего выдвинулись дальше.

6 июля. День 1

Первый день был как обычно легким, скорей даже разминочным. Мы прошли примерно 6-8 км и набрали по долине метров 500.

2. Где-то внизу остался альплагерь.
Вид на долину и альплагерь Ала-Арча

3. Первое препятствие — брод реки Адыгине. Хорошо набитая тропа шла по противоположному берегу, поэтому рано или поздно нужно было перейти.
Переправа через реку в брод

4. Следующее препятствие мало, чем отличалось от предыдущего. Это приток реки, что мы бродили ранее. Но у него уже было скальное русло, и местами встречались вот такие водопады:
Водопад

Выглядит неприступно. Но что интересно, пройдя немного выше по течению, мы нашли удобное и узкое место, где можно было чуть ли не перешагнуть!

5. Лес остался внизу.
Зеленые горы

6. Заночевали на ровном месте, где заканчиваются альпийские луга и начинается каменистая морена.
Граница альпийских лугов и морены

7 июля. День 2

7. Утро ясное и безоблачное.
Ясное утро в горах

8. Не сразу можно разглядеть среди камней брошенную кем-то палатку. Внутри пусто. Интересно, сколько лет она уже тут стоит?
Палатка среди камней

9. Впереди первая ступень моренного вала, уже недалеко и до ледников.
Первая ступень морены

10. Сразу за первой — вторая ступень.
Ступенчатая морена

Тут мы сделали очередной привал, который плавно перешел в обед. Необходимо было решить идти сегодня дальше или нет. Прошли мы за этот день не так много, как хотелось, но такого хорошего места для ночевки выше может и не быть. К тому же не все чувствовали себя хорошо — начала сказываться высота. (3500 м.)

Руководитель попросил меня и Диму сходить вверх на разведку. Как фотограф никогда не пренебрегаю подобной возможностью. Нам нужно было подняться на морену, определить оптимальный путь и заодно поискать подходящие для стоянки места.

11. За перегибом картина менялась кардинально. Осыпные склоны широко расступились, окончательно исчезла растительность, а впереди за третьей ступенью моренного вала величественно поблескивали на солнце вечные льды гигантского отрога Киргизского хребта. Вдалеке справа виднеется крыша метеостанции, а над ней, ещё немного правее, наш перевал Мин-Джылкы Ашу (4050 м, категории трудности 1Б). Это каменное поле мы должны будем пройти завтра в первой половине дня, чтобы во второй успеть сходить радиально на перевал.
Горы северного Тянь-Шаня

12. В углублениях среди камней встречаются мелкие озерца.
Маленькое озерцо среди камней

13. Решено было дальше не идти, а встать лагерем в этом удобном и красивом месте.
Наши палатки на фоне гор

14. Вечером устроили тренировку с верёвками на ближайшем снежнике.
Тренировка с веревками на склоне

8 июля. День 3

15. Сегодня мы первый раз за наш поход по Северному Тянь-Шаню выйдем на ледник и, даст Бог, поднимемся на первый перевал. Ну а начался этот день с красочного рассвета.
Красочный рассвет в горах

Утро морозное — с минусовой температурой и ветром. Холодное дыхание вечных льдов ощущалось всё сильнее. Еще вчера в это время мы были, где вовсю зеленеет трава, а здесь зима царит круглый год, несмотря на летние месяцы.

Ночь была ясная и звездная, а главное, что через долину с гор в темноте были видны множества огней ночного Бишкека и ближайших населенных пунктов. Незабываемое зрелище!

16. С появлением солнца стало тепло. В горах всегда теплеет и холодает быстрей, чем на равнине. Каменистые поля, что видели вчера во время разведки, мы преодолели на удивление быстро и ещё до полудня вышли к метеостанции.
Метеостанция

17. Рядом в большом углублении образовалось ледовое озеро. Цвет воды просто необыкновенно лазурный!
Озеро лазурного цвета

18. Метеостанция, несмотря на свой блестящий и презентабельный вид, закрыта. Внутри ни души.
Здания метеостанции

19. Возле домика с южной стороны полукругом расставлены солнечные батареи.
Фото солнечной батареи

20. Мы же после небольшой разведки двинулись дальше, и встали лагерем недалеко от начала ледника (или, правильней сказать, его конца.)
Горный поход

Нашу столь раннюю остановку можно было объяснить как минимум двумя причинами. Первая и основная — высотная акклиматизация. Вторая — на перевал мы собирались сходить радиально (то есть вернуться назад тем же путем).
Подняться повыше, переночевать пониже — всё это должно быть только плюсом для адаптации. Тем более, что несколько человек из группы уже почувствовали недомогание и слабость, но идти в радиалку никто не отказался.

21. По леднику двигались в связках, поскольку он сразу был закрытым (т.е. лед закрыт слоем снега, так, что разломы и трещины, представляющие опасность, из-за этого не видны). Внизу осталось лазурное озеро, метеостанция и наш лагерь.
Вид с ледника вниз

22. Снежные склоны с бергшрундами и бороздами от осыпающихся камней впечатляли.
Крутые снежно-ледовые склоны

23. Шли мы медленно, чтобы не изматывать кого прихватила горняжка. Если всё хорошо, то завтра утром их должно отпустить.
Отсюда уже был виден пер. Спартакиады (4100 м, категории 1Б) — снежное занижение в самой правой части хребта, но он по плану у нас завтра.
Горная стена

24. А сегодня Мин-Джылкы Ашу (4050 м, 1Б). Наверх ведут совсем свежие ступени. Кто-то прошел здесь совсем недавно.
Вид на перевал Мин-Джылкы Ашу

25. Набитые предыдущей группой ступени облегчили нам задачу. Но только кому сказать спасибо? Пока не ясно.
Идем по чьим-то следам

26. К моменту нашего выхода на седловину погода совсем испортилась.
На седловине перевала

27. Из перевальной записки, мы наконец получили ответ на наш вопрос, кто прошел здесь. Это была группа пенсионеров (руководитель 68 лет). Вот так-то! Бывает и такое! Причем это не шутка, мы действительно встретили их уже в другом месте где-то на восьмой день нашего похода.
Перевальная записка

28. На спуске погода снова начала проясняться. Летний Тянь-Шань тем и хорош — плохая погода быстро сменяется солнечной.
Туча уходит в долину

9 июля. День 4

Сегодня встали раньше, чем обычно. Предстояло пройти много. Это был, наверное, самый сложный день первого кольца, и один из самых сложных дней всего нашего Тянь-Шанского похода.

29. Вокруг красиво, склоны всё больше заливает оранжевым утренним светом. На это хотелось смотреть бесконечно долго, не обращая внимание на мороз. Таких красот в городе не увидишь!
Горы в утреннем оранжевом свете

На озере по берегу за ночь образовалась кромка льда. Мороз не то что бы бодрил — заставлял двигаться. К нам в долину солнце придет ещё не скоро. Но его приход ждешь с каким-то нетерпением и необыкновенным восторгом, как большое и значимое для тебя событие. Ещё бы, ведь это принесёт тепло, которого сейчас так не хватает.

Горный пейзаж

Горы, озеро и снег

Утром, как и ожидалось, двоих приболевших, горняжить перестало, и они были, если не полны сил, то как минимум в норме. Вчерашний выход и более низкая ночевка пошли на пользу. Все эти дни я внимательно следил за своим организмом и, к счастью, не находил никаких проявлений горной болезни. Не было их ни на 3000 метров, ни на 4000 и выше. Может быть сказывался мой высотный опыт, полученный в этом году на Эльбрусе.

32. Привал на леднике. Руководитель Женя что-то втирает Лёше и Юле, показывая в сторону перевала.
Привал

33. С ледника открывался не только вид на горы, но и на равнину. Через долину, по которой мы пришли, отчетливо видны поля, зеленые леса и даже озёра. Обратите внимание, как высоко еле заметная полоска горизонта. Четвертый день поднимаемся в горы, а всё ещё видно равнину!
Вид на равнину с высоты гор

34. Впереди перевал Спартакиады (4100 м, 1Б). Склон такой же снежный, как на предыдущем, но тут уже несколько покруче, да и ступени теперь мы будем делать сами.
Вид на перевал Спартакиады

Перед тем, как пойти вверх, сделали привал, передохнули и обсудили наши дальнейшие действия. Теперь, очевидно, нормального привала не будет до конца, до самой седловины.
Первым идти и начинать тропить всегда тяжелее, поэтому условились каждые 50 шагов сменять друг друга. Кто шел первым отходит в сторону и встает в конец. Второй, оказавшись впереди делает свои 50 ступеней и так далее.

35. Это было похоже на лестницу или на бесконечный эскалатор. Но только ничего, кроме неба и склона перед собой не видишь. Такая лестница на небо, протяни руку и дотянешься до этой синевы.
Наша группа поднимается по склону

На всем протяжении перевального взлета мне удалось побыть тропящим 3 раза или 150 шагов. И так все 10 человек из группы. Таким образом, получилось примерно полторы тысячи ступеней на 170 метров высоты.

Снизу не было видно, но сама седловина оказалась в нескольких десятках метрах справа, так что необходимо было пройти это расстояние вдоль склона. И тут нас ждал небольшой сюрприз — начался лед, прикрытый несколькими сантиметрами снега. Наступаешь на снег, но лед снизу не позволяет сделать ступеньку. Первые несколько человек прошли это расстояние самостоятельно, а для остальных организовали перила из моей верёвки. В то время, как Ринат делал точки опоры, я стоял на страховке. Поэтому так и не удалось заснять ребят, как они лезут по склону.

36. Отсюда очень хорошо видны достопримечательности Северного Тянь-Шаня. Слева на право: Пик Семёнова-Тянь-Шанского (4895 м.), вершина Корона (4860 м.) с её многочисленными зубцами и пик Свободная Корея (4777 м), возле которого (отсюда не видно) есть перевал провал свободной Кореи (3Б).
Широко известные вершины

Всё это мы ещё увидим вблизи (и «провал» тоже) на 9 и 12 день.

37. Наша группа на пер. Спартакиады.
Снимок нашей группы на перевале

38. Спуск представлял собой расширяющийся к низу кулуар крутизной 35 градусов и более, в самом начале которого под камнями постоянно встречался лед.
Идти вниз было сложно, куда ни встань, всё едет и сыплется. И как только осыпь держится на таком сильном уклоне.
Спуск по кулуару

39. Через 2 часа мы сбросили почти две сотни метров высоты и оказались у кромки снега. С этой стороны перевал выглядит очень неявно. Отсюда ещё ничего, но стоило отойти подальше — попробуй найди ту самую ложбинку…
Вид на перевал с противоположной стороны хребта

40. По снегу идти было не в сравнение легче, но это продолжалось недолго.
Снежный склон гор

41. Контуры гор чем-то напоминают графики.
Острые силуэты гор

Помните, как холодно было утром, так вот, сейчас всё было в точности до наоборот. Теперь нам не хватало той прохлады. Солнце отчаянно пекло, а нагревшиеся за полдня камни только усиливали жару. Впору было и обгореть на солнце, если бы не крем от загара. Здесь он просто необходим.

Всё оставшееся время до вечера мы продолжали спускаться, пробираясь среди каменных глыб. Их размеры иногда были вдвое больше человеческого роста, благо эта осыпь лежала плотно и неподвижно. Мы то петляли среди таких камней, то перепрыгивали с одного на другой, пытаясь выбрать оптимальный путь. Размеры этих отвалов можно было определить только вблизи, издалека всё казалось ровным, гладким и микроскопическим. Из-за этого думаешь, что идти совсем чуть-чуть, а на деле оказывается во много раз дольше.

Порой, когда кажется, что все силы уже иссякли, вдруг появляется какой-то резервный источник. Он меньше и хватает его не на долго, но когда кончается и он, появляется ещё один, правда, ещё меньше предыдущего. И так резервы включаются один за одним, помогая нам преодолевать гораздо больше, чем изначально можешь себе представить. Я называю это морально-волевыми силами, они так же, как и обычные закаляются и тренируются. Но для их тренировки нужно и сделать гораздо больше.

И вот изрядно уставшие, мы вышли на относительно ровный и травянистый участок возле небольшого ручья.

42. Вечерний свет под стать утреннему.
Отсюда хорошо просматривается наш завтрашний путь и цель — перевал Им. столетия города Фрунзе (3900, 1Б). На фото это занижение в левой части над ледником. Среди туристических групп, совершающих спортивные походы на Северном Тянь-Шане, он не очень-то популярен, а зря!
Вечерний свет

10 июля. День 5

Сегодняшнее утро было не таким красочным, зато теплым и безветренным. От вчерашней усталости не было следа. К своей радости, я замечал, что вполне вработался и перестроился на походный ритм. Что ж, всё-таки пятый день, пора бы уже.

Туристическая группа в горах

Теперь мы поднимались и скоро снова вышли на ледник. И опять, как и в прошлый раз, я наблюдал прилив сил. Мне как будто легче дышалось этим зимним морозным воздухом. Я до сих пор не знаю, как можно это объяснить. Настроение становилось лучше, а идти легче.

44. До перевала осталось совсем немного!
Ледовое поле перед перевалом

45. Спуск, как и в предыдущий раз, представлял собой осыпной кулуар. Такое вот совпадение.
Спуск по каменной осыпи

46. Штурман Таня за своей работой.
Таня смотрит в карту

Спускались, как и в прошлый раз, без использования веревок. Затем по леднику в связках. После вчерашних камней идти по плотному снегу было всё равно, что по асфальту.

47. На границе ледника и морены.
Привал на границе ледника и морены

48. На ночевку встали на берегу горного озера. На такие красивейшие виды невозможно было насмотреться.
Горное озеро и лед

49. Ступенчатым водопадом шумит ручей, который падает в другое, не менее красивое, озеро ниже.
Озеро зажатое между скалами

11 июля. День 6

Этот день мы всё время спускались сначала по морене, затем по долине реки Ала-Арча.

50. Утро.
Утро в горах

51. Развалины давно заброшенной метеостанции.
Развалины старой метеостанции

Река Ала-Арча

Вечером вернулись в альплагерь Ала-Арча, успешно завершив тем самым первую шестидневную часть маршрута. Три перевала позади.

53. Недалеко от альплагеря попадаются такие вот таблички :) Так что же там хочет администрация?
Табличка недалеко от альплагеря

На завтра у нас была запланирована дневка, а после продолжение похода, но об этом уже в следующих частях:

Все части похода на Северный Тянь-Шань (Киргизский хребет):

По юго-западному побережью Байкала
Кольский полуостров. Горы Хибины

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.