Суровый северный край и непогода в Заполярье

Плохая погода

Спасатели на станции МЧС говорили, что погода в ближайшие два дня будет плохая, но потом должно быть улучшение. Но кто его знает, что они имели ввиду под словом «плохая»: так весь вчерашний и сегодняшний день сохранялось какое-то неустойчивое равновесие.

С утра мы продолжили наш путь по долине реки на север. По обе стороны дороги то и дело попадались широкие каменистые поля, оставшиеся от вырубленного леса. Кое-где ещё работали бензопилы, и был виден дымок. В некоторых местах срубленный лес ещё не успели вывезти и деревья так и лежали поваленные, как после большого урагана, имя которому Человеческая Цивилизация.
Поваленный лес

Река здесь постепенно теряла скорость течения и вскоре впадала в озеро Гольцовое, образовавшееся перед равниной.
Северный край

Озеро в Хибинах

Широкое озеро

За озером горы заканчивались, это был северный край Хибин.
Путь по берегу озера

Весь берег изрезан большим количеством мелких речек, впадающих в озеро.
Реки впадающие в озеро

Песчаная отмель

Иногда встречались и вот такие переправы.
Переправа по бревну

Сегодня весь путь шёл по ровному участку, без больших подъемов и спусков, поэтому прошли мы его быстро и встали на ночёвку достаточно рано. Конечно, можно было пройти ещё. Но сейчас мы, как говориться, встали под перевалом, и подниматься на открытое пространство в горы вечером, сегодня уже не было смысла. К тому же завтра день обещал быть сложным, хорошо, если с погодой повезёт, хотя кто его знает, Заполярье всё-таки.

* * *

Обычно в походе мне не снятся сны, вместо них какая-то ровная и темная пустота. Не знаю почему но, но это даже приятно, по крайней мере лучше, чем хаотически сменяющиеся картинки из прошлого дня, обрывки разговоров и прочего. Но в этот раз всё было не так. Вопреки ожиданию, мне снился сон очень яркий и отчётливый и главное, он мне запомнился.
Я иду по еле заметной тропинке вдоль высокого обрыва, который уходит вперёд до самого горизонта. Передо мной и слева поле или степь в предгрозовую погоду на столько ровное, что глазу не за что уцепиться. Внизу под самым обрывом плещутся волны неширокой реки, шума которых совсем не слышно, вместо этого тишину нарушает какое-то странное и монотонное гудение. В тоже время, дующие в сторону реки порывы ветра, начинают сбивать меня с ног. Я цепляюсь за траву, но это не помогает. Ноги проваливаются, посыпался вниз песок обрыва. Ветер просто зверствует. Я уже держусь на одних руках за дерн и корневища, тщетно пытаясь сделать ногами ступеньки в предательски мягком песке. Всё тело, как будто свинцовое, руки не слушаются и напряжены до предела. Вдруг всё поплыло, и я открыл глаза.

Четыре часа утра, светло как днём. Палатка трясется от постоянно налетающих порывов ветра. Через открытые окошки для воздуха сильно дует холодом. Монотонно шумит бурная река. Я обулся, накинул куртку и вышел на улицу. Как мог плотно закрыл окошки на отваливающуюся липучку (надо бы утром как следует пришить). Спать не хотелось совершенно. Что бы такое поделать? Сходил к реке, умылся и присел на поваленном дереве возле потухшего костра. Угли ещё теплые, но раздуть огонь уже нельзя. Жаль, что выложил вчера из кармана зажигалку.
Наверху под порывами ветра шумели и качались верхушки елок. Я поднял голову. Да, погода совсем испортилась. Низкие облака неслись откуда-то с северо-востока чуть ли не над самыми деревьями, а вершины гор со вчерашнего вечера по-прежнему закрыты.
В сознании то и дело всплывали остатки прошедшего сна. Я невольно поёжился.
Хоть спать и не хотелось, но не сидеть же здесь ещё три часа. Так и не придумав чем заняться, я медленно пошёл в палатку.

Утро. Погода не улучшилась, по-моему, она даже ухудшилась за эти три часа. Дождя не было, но в воздухе появилась какая-то «водяная пыль». На ветру от такой влажности становилось ещё холодней. На мне две кофты и куртка, от костра не хочется отходить. Поели быстро и стали собираться.
«Какое классное всё-таки здесь место, дров так много и за ними ни куда не надо ходить. Даже уходить отсюда не хочется!» – подумал я. «Ну да ладно, будет и получше».

Погода портится прямо на глазах.
Лесотундра

Облачность в горах

Дорога в горку, камни, мелкий ручей, мы заходим в широкое ущелье – по бокам подъёмы, слева крутой, почти вертикальный, справа пологий. Вот закончился и лес. Кривые и низкие берёзы сложно было назвать лесом, но они хоть как-то закрывали от ветра. А теперь среди камней и мха ему было, где разгуляться.
Широкое ущелье

Гора с отвесной стеной

Шапка и перчатки оказались как нельзя кстати. Ветер усилился, дул порывами, прямо в лицо. Не закрывали от него и склоны ущелья, а наоборот, воздушные потоки, спускаясь с перевала, неслись по нему, как по трубе, навстречу нам.
Воздух становился всё мокрей, так что влага начала собираться мелкими капельками на одежде. Ещё чуть-чуть и будет промокать.
На склоны опускались облака, а точнее мы поднимались к ним. Пространство вокруг словно сжималось, пропадали детали, идешь как в молоке, и вся эта странная субстанция, отнявшая видимость, отчаянно несётся тебе навстречу, завывая в складках одежды. Миллионы мелких невидимых капелек врезались в плащ, как в непреодолимое препятствие, и, собираясь в большие капли, градом скатывались вниз. Мысли сгущались и приобретали какую-то тягучую вязкость. По колено промокшие ноги скользили по ягелю, как будто наступаешь на смоченную водой губку.
Непогода в Заполярье

Теперь мы шли молча. Все замолчали как по команде, так что лишнего слова не вытянешь. В такие минуты, когда обезумевшая природа чинит препятствия и угнетает морально, ты словно предоставлен самому себе, заглядываешь себе внутрь. У природы есть много способов доказать человеку его собственную беспомощность.

Вдруг в завываниях ветра послышался какой-то посторонний шум, я поднял взгляд. Прямо перед нами отчаянно шелестела брезентом палатка, укреплённая за всё, что только можно. Проходя мимо неё, я услышал два, еле различимых в шуме ветра, женских голоса и смех.
«Как будто над нами смеются» – подумал я.
К слову, палатка была поставлена в правильном месте. Достаточно ровная площадка слегка загорожена от ветра небольшим каменным выступом, рядом маленький ручей. Лучшего места здесь не найти, сиди и пережидай непогоду. И газовая горелка, наверное, у них есть. Э-эх…

Ещё пятьсот метров и подъём усилился, местами приходилось даже карабкаться, опираясь руками и ногами на мокрые камни. Штормовой ветер сбивал с ног, в его порывах было трудно дышать.
«Прямо как сон» – промелькнула у меня мысль. Хоть я и пытался выбросить из головы такие мысли, всё же нужно проявлять больше осторожности. Я не очень-то верил в вещие сны, но сейчас от чего-то стало тревожно. Почему он мне приснился именно сейчас, приснись он мне не в походе, я бы не обратил на него никакого внимания и скорей всего тут же забыл, но сейчас…

Не знаю, сколько времени прошло, полчаса, а может и больше. Ненастье достигло своего апогея. Всё, вот он перевал. Наконец-то!

Раз – и чья-то пенка-сиденье, отстегнувшись, улетела безвозвратно. Ещё миг и она пропала из виду. Два – и я только и успел подхватить оторвавшийся от рюкзака, стоявшего впереди, Рината непромокаемый чехол. Назад его было не приделать и отпустить никак нельзя. Секунду я стоял в замешательстве, не зная как поступить. Не отпуская чехол, я сбросил с плеч свой рюкзак и достал из ремнабора в боковом кармане булавки. А ещё не хотел их брать. Но перед самым отъездом всё-таки положил назад — не весят ни сколько, а пригодиться могут вполне. Вот и пригодились. Для меня сейчас, наверное, было проще разложить тройной интеграл по замкнутому конкуру, чем озябшими руками пристегнуть и закрыть непослушную булавку. А надо их как минимум четыре. Не знаю, сколько я провозился, но в спокойной обстановке, сделал бы это в пять раз быстрей.

Так вот какой бывает непогода в этом суровом северном краю. Ненастьем и штормовым ветром, встретил нас этот неприветливый перевал Северный Лявочорр.

Перевалив, мы машинально начали спускаться. Стоп! Но ведь нам не туда, изначально задумка была подняться выше на хребет и пойти верхами. Но в условиях нулевой видимости это было невозможно. Нужно было решать, что делать дальше. Перевалить и идти низом вокруг всех Хибин до самого Умбозера или возвращаться назад. Первый вариант, конечно, выглядел заманчиво, к тому же хотелось поскорей уйти от этого ветра неважно куда, но, спустившись в лес, нам ни чего не оставалось, как топать вокруг. Как бы не хотелось возвращаться, но это было лучше во всём. Мы могли бы дождаться хорошей погоды и пройти, как задумали или уйти на другой более низкий перевал. После короткого совета решено было повернуть назад.

Теперь всё было в точности до наоборот, мы спускались, облака становились реже, влаги меньше, ветер дул в спину и постепенно слабел.
Суровый край

Какое это было блаженство, подойти вплотную к костру, греться от его тепла и смотреть, как от промокшей одежды и ботинок идёт пар, или, медленно выпивая горячую кружку чая, облокотившись на березу, смотреть на весело потрескивающие в огне еловые ветки. Так не хотелось сегодня утром уходить со старого места, вот и вернулись.
Может и вправду, что ни делается – всё к лучшему!
Люди у огня

А это снимок нашего перевала, сделанный с одной из вершин противоположного хребта несколько дней назад.
Озеро Гольцовое
(Для крупного просмотра фотографий, щелкните на любой из них)

Все записи этого путешествия:

Мурманск
Панорама города Мурманска
Музей Северного Флота в Мурманске
В завершении похода на Кольский полуостров

Расскажите друзьям:

Если информация оказалась вам полезна или просто понравился наш сайт, вы можете выразить благодарность, поддержав проект. Ваша поддержка помогает нам стать лучше! Ведь всё это для вас!

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.