Индустриальные пейзажи и рудники Хибин

Перевал Щель

Если с перевала Северный Чорргор был виден весь наш путь до самого Умбозёрского. То теперь, как будто перевернули страницу карты, нам было видно продолжение – пройденное расстояние от Умбозёрского, только с другой стороны хребта. Сейчас мы поднялись выше него, и отсюда он смотрится как провал. И если бы этот хребет был немного пониже, то с Чорргора можно было бы увидеть вообще 80% нашего маршрута или даже больше.
2
Панорама Хибинских гор

3
Подъем на перевал Эвеслогчерр

Ещё до полудня мы вышли на перевал Эвеслогчёрр.
4
Рудник

Сидя здесь и смотря на открывающийся индустриальный пейзаж Восточного Рудника, на огромные карьерные белазы, казавшиеся отсюда не больше муравья, я представлял, ведь что-то подобное ждёт и Портамчорр в недалёком будущем. О строительстве нового рудника можно почитать здесь.
5
Индустриальный пейзаж

Даже отсюда был слышен шум белазов, только тихий и долетал он каким-то обрывками.
6
Рудники в Хибинах

7
Разработка месторождения

Умбозеро.
8
Умбозеро

9
В Хибинах

Осталось спуститься, затем, уже по дороге отойти подальше от карьеров и промышленности и переночевать.

10
У подножья рудника

11
Карьер

12
Дорога в горах

Сегодня мы встали рано, это был заключительный день похода и нужно успеть на поезд до Мурманска, а впереди ещё один перевал, пусть и не такой высокий.
13
Добыча апатита

14
Лето в Хибинской тундре

Перевал Юкспоррлак хоть и не такой высокий, но узкая седловина была усыпана крупными камнями, которые, конечно, затрудняли движение, по сравнению с ним Умбозерский казался просто асфальтовой дорогой.
15
Перевал Юкспоррлак

Когда-то здесь походила телеграфная связь между рудником и Кировском. Сейчас, видимо за ненадобностью, она уже дано не действует, но остатки проводов и изоляторов ещё встречаются по дороге. Очевидно, что сюда эти столбы люди затаскивали на себе.
16
Телеграф через перевал

17
Не растаявший снег в Хибинах

Не прошло и получаса после Юкспоррлака, как между склонами ущелья показались заводские трубы и промышленные постройки Кировска. Ещё чуть-чуть и окажешься в городе. Но я-то уже знаю, что ощущение это обманчиво. До них было ещё далеко, а на глаз кажется, что рукой подать. Видишь постройки, идёшь к ним, а они будто мираж, с той же скоростью от тебя отдаляются. Хотя нет, всё-таки медленно, но приближаются.

Лишь подойдя поближе, можно было разглядеть, что всё это есть ничто иное, как остатки былой индустриальной мощи. Сейчас, вблизи было видно, что большинство зданий давно заброшены и находятся в полуразрушенном состоянии. И только отдалённый шум какого-то мотора, дымок из трубы и проходящий по железной дороге груженый состав, говорили о том, что что-то ещё работает.
18
Промышленные постройки

19
Горная промышленность

20
Город Кировск

Наша дорога по мере приближения становилась всё утоптанней, и вскоре она слилась с какой-то пыльной и широкой грунтовкой, видимо построенной для заводских машин. Поначалу я этому даже несколько обрадовался, полагая, что эта дорога приведёт нас прямо в город. Но, извиваясь в обход всех оврагов, она уходила куда-то далеко в сторону, а потом и вовсе закончилась так же неожиданно, как и появилась. И всё же нам было ещё далеко до «заветной точки». Рано расслабились. Отсюда уже были видны и жилые дома, и шоссе, и двигающиеся по нему автомобили, но отделяли нас от всего этого какие-то искусственные насыпи, непонятные овраги, мосты, железная дорога, развалившиеся постройки и лес.
21
Горная промышленность Хибин

22
Индастрил

23
Развалины Кировска

И вот, наконец, после продолжительного «блуждания» по индустриальной части, мы вышли в город. Железнодорожный переезд, шоссе, дома, совсем рядом несутся машины, идут по своим делам люди – как всё неожиданно переменилось. Непривычная атмосфера, суета, обстановка, шум, запахи – всё это сильно навалилось, а главное резко. Как будто окунули в воду или как будто всё время до этого был на Луне.
Даже не думал, что за десять дней можно так отвыкнуть. Всё настолько знакомое, и в тоже время настолько непривычное, как будто попал в другой мир.
24
Недалеко от Кировска

Я даже не сразу сообразил посмотреть по сторонам, перед тем, как перейти дорогу, и опомнился лишь, когда вышел на широкую песчаную обочину.
Вот мимо с шумом пронеслась, обгоняя нас, грузовая машина. Наверное, в другой раз я бы даже не заметил запаха выхлопных газов, этого неотъемлемого спутника всех городов, так сильно знакомого, но уже забытого за эти дни.
25
Кировск

И вот, мы уже едем в автобусе, по Кировску. Очень скоро мы окажемся в Апатитах. Городская суета казалась непривычной до самого вечера, но это ощущение постепенно сходило на нет.

Впереди ещё был Мурманск и обратная дорога домой, позади — 174 километра маршрута, 10 перевалов, 5 вершин и большое количество речных переправ.

Об этом походе:

Пеший поход в Хибины. Начало
Фото озера Имандра с вершины и перевал Северный Чорргор
Красивые места Хибин. Горы в пасмурную погоду
База МЧС Куэльпорр
Суровый северный край и непогода в Заполярье
Горные пейзажи Русского Севера
Индустриальные пейзажи и рудники Хибин
Мурманск
Панорама Мурманска
Музей Северного Флота
Кольский полуостров

Расскажите друзьям:

Если информация оказалась вам полезна или просто понравился наш сайт, вы можете выразить благодарность, поддержав проект. Ваша поддержка помогает нам стать лучше! Ведь всё это для вас!

Ещё записи из этой рубрики:


Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Оставляйте свои комментарии! (Уже 3)

  1. Антон

    Хороший у вас поход получился. Так держать!

  2. Павел

    Как говорится, самое сложное для нормального путешественника — это сесть и написать отчет с фотографиями))) У Вас то и другое отлично получилось. Предлагаю несколько дополнений от себя, как от местного жителя. Пос. Имандра опустел в результате модернизации ЖД. Сейчас в нем живут рыбаки, охотники и любители натурального хозяйства (чел. 20-30). Является очень удобной точкой захода в Хибины(теперь летом ходит электричка Апатиты-Мурманск), думаю, с появлением НацПарка может обрести вторую жизнь. Кстати, проект Партамчорр прикрыли, Национальный Парк «Хибины» начинает деятельность с 2015 года). пер. Умбозерский является самой удобной дорогой на Умбозеро, саамы через него оленей гоняли, поэтому так и назван. Сотовая связь на базе КСС ловит в гостинице и в домике спасателей. там какие-то специальные агрегаты стоят. Приезжайте ещё)))

    • Nordhot

      Спасибо, Павел! Полезное дополнение. Кстати, про Партамчорр я не так давно узнал от друзей, которые были там в этом году. А с сотовой связью, это они интересно придумали))

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.