Переправа через реку Аламедин — база отдыха Теплый Ключ — перевал Искра (2А). Тянь-Шань. Часть 5

Долина реки Аламедин

Предстоящей переправой через реку Аламедин мы завершим вторую и основную часть нашего маршрута и, после небольшого отдыха, приступим к третьей части, в которой было запланировано ещё два интересных перевала.

20 июля. 15 день. Переправа через Аламедин, полуднёвка и взятие заброски

Утро, но сил нет. Все они были отданы вчера и позавчера на преодоление главного перевала нашего похода. Впереди отдых, но до него ещё полдня хода и совсем непростая переправа.

Несколько часов мы спускались по долине, пока не вышли к реке, где тут же приступили к поиску подходящего места для брода. Я надеялся, что за это время мне удастся «раскачаться» и силы, наконец, вернутся. Отчасти, так оно и получилось, и на момент переправы я был, если не полон сил, то, как минимум, в норме.

2. Подходящее место нашлось километром ниже по течению, где река растекалась, становилась шире и мельче. Дима вызвался пройти первым и закрепить на той стороне верёвку.
Переправа через Аламедин

3. Но попытка оказалась неудачной. Дойдя до середины, он оступился и упал в воду. Через минуту, придерживаясь за страховочную верёвку, он самостоятельно выбрался на берег.
Дима упал в реку Аламедин

4. Вторую попытку осуществил Лёша. Он, с большим трудом, но всё же прошёл до противоположного берега, перед самым началом которого, глубина и течение были максимальны. Теперь переправа готова.
Человек переходит бурную реку

5. Веревка натянута наискосок, чтобы в случае падения, человек не остался болтаться где-то посередине в перильной ловушке, а скатывался по направлению к целевой стороне.
Натянутая над водой верёвка

Пока переправлялись появилось солнце, стало теплей. Намокшая одежда теперь высохнет быстро.

6. Далее простой путь вдоль реки по натоптанной местными пастухами тропе.
Тропка вдоль реки

7. Слияние реки Салык с Аламедином и мост были для нас хорошим ориентиром. Здесь большая, ровная и травянистая площадка — отличное место для днёвки.
Слияние реки Салык и Аламедина

Но и сейчас отдыхать было рано. Поставив лагерь, наиболее бодрые и веселые пошли за продуктовой заброской, оставленной в столовой базы отдыха «Тёплый ключ» ещё перед началом похода. Там были продукты и газ для третьей части нашего маршрута.

Путь неблизкий, но налегке идётся хорошо! Мы постепенно спускались с гор по всё той же долине реки Аламедин.

8. Первые признаки цивилизации.
Две киргизские юрты

9. Затем уже показался и сам населённый пункт.
Населенный пункт Теплый ключ

Местные и отдыхающие смотрели на нас с нескрываемым интересом. Снежные горы, где совсем недавно были мы, отсюда представляются чем-то недосягаемым. Казалось, что мы для них всё равно что с Луны.
Некоторые останавливались и о чём-то спрашивали, некоторые — просто проходили, здороваясь.

Сама базы отдыха «Тёплый ключ» была построена ещё в советское время. С тех пор здесь не изменилось практически ничего. Как будто попал в прошлое лет на 20-30.

Мы быстро распределили нашу заброску по рюкзакам, но прежде чем отправиться в обратный путь, нам предстояло сделать ещё одно полезное дело — подзарядить аккумуляторы фотоаппарата.
Зарядка требует времени, поэтому тут мы решили разделиться. Часть группы отправилось обратно, ну а я и Ринат остались с Виталием, чтобы ему не скучно было ждать. Заказав чай с пирогом, мы расположились за одним из столиков.

Ещё в этой столовой первый раз за неполные три недели представилась возможность помыть руки горячей водой, а не как обычно, в ледяной воде горной реки или в снегу, и, как бы это забавно ни звучало, посмотреться в зеркало :)
Интересно, но подходя к зеркалу, я почувствовал некоторое странное волнение, будто вместо себя, я мог увидеть кого-то другого, либо не такого, каким ранее себя запомнил.
Признаюсь, друзья, отчасти, это было так. На меня смотрел загорелый молодой человек с небольшой бородой и усами, с немного усталыми, но довольными и повеселевшими глазами. А главное, в них было то, чего я не замечал раньше. Что-то присущее сильным людям, которые знают, что такое превозмогать себя…

Напившись чаю и перекусив, мы втроём возвращались радостные и довольные.
Сегодня не получилось толком отдохнуть. Но от усталости, накопившейся за прошедшие дни, не осталось и следа!

21, 22 июля. 16 и 17 день

10. «Рериховский» рассвет.
Рассвет в горах

11. Вид из долины на морену. Выглядит внушительно, но на деле оказалось проще.
Высокий моренный вал

12. Несколькими часами позже. Вид с морены на долину.
Вид на долину с морены

Далее, по нашим данным, почти до самого ледника не должно было быть воды, так как она практически сразу после него уходила под камни. Но на полпути должно быть маленькое озеро. Его-то нам и предстояло найти, чтобы устроить обед.

Так к третьей неделе похода все наши разговоры, с чего бы ни начинались, постоянно сводились к еде. Кто-то рассказывал о своих вкусовых пристрастиях, а кто-то рядом в это же время во всех подробностях делился своими планами, как и что он будет есть по возвращении в Бишкек.
Количество продуктов было рассчитано правильно, мы совершенно не голодали, но из-за постоянной физической нагрузки, хотелось есть уже часа через два-три после завтрака или обеда.
Подобные разговоры о еде только зря разжигали не уместный сейчас аппетит и не доставляли никакого удовольствия, особенно после прошлогоднего голодного похода на Северный Байкал. Я постоянно пытался перевести тему и даже как-то не осторожно сказал, что после этого похода «обжираться» не буду, и не то специально, не то случайно был записан на диктофон :) Эта фраза тут же стала крылатой, а запись во время похода и после несколько раз слушали и ухахатывались :))

13. Наконец-то, долгожданное озеро. Уже наполовину пересохшее, но вода чистая.
Берег пересыхающего озера

Вид на озеро сверху

15. Ещё несколько часов хода, и мы у подножья ледника.
Подножье ледника

16. Под вечер, юго-западную стенку припекает солнце. Лёд тает, и вниз постоянно летят камни. С безопасного расстояния такой «телевизор» можно смотреть долго, всё равно, что смотреть на горящий огонь или текущую воду.
Тающая стенка льда

Люди на фоне снежных гор

18. Ледниковый грот.
Грот ледника

19. Ледниковый гриб.
Ледниковый гриб

20. Отсюда очень хорошо стали видны местные достопримечательности.
Слева вершина Усечёнка, и пик Кыргызстан (4860 м.) — справа.
Вершина Усеченка и пик Кыргызстан

Камни и лёд

Усыпанный камнями ледник

На ночёвку встали на леднике, чтобы уже завтра в первой половине дня выйти на перевал Искра и успеть с него спуститься.

23 июля. 18 день. Перевал Искра (2А, 4300) и наши дальнейшие планы

Встали ещё затемно, сегодня день будет сложный и длинный.

23. Пик Кыргызстан в утренних лучах солнца.
Гора в утреннем свете

24. Искра — перевал трудный, но определяющая сторона — противоположная, та, по которой мы будем спускаться. С нашей же стороны — пологий ледник.
Туристы идут по склону

25. Не стану много рассказывать, как мы медленно, но верно поднимались, сначала по льду, а потом по снегу.
Пологий подъём по леднику

Вид на противоположный скальный склон

27. К полудню мы вышли на широкое фирновое плато. Вокруг, только снег и камни, куда ни глянь.
Широкое фирновое плато

Безжизненная снежная пустыня

29. А прямо перед выходом на саму седловину перевала появилась радуга.
Радуга в горах

Выход на перевал Искра

Мы на перевале Искра! Но радоваться пока рано, ведь сделано только пол дела, и нужно ещё спуститься, а судя по крутизне и продолжительности склона, обрабатывать мы его будем до вечера. Поэтому долго на перевале задерживаться не стали, к тому же поднялся сильный ветер и пошел снег.

31. На фото видно, как сыплющая снегом туча медленно уходит.
Начало спуска с перевала

Яркий снежный белый склон

Ледовые разломы

34. На спуск мы провесили 6 верёвок подряд до тех пор, пока не закончился лёд и не началось выполаживание.
Определяющая сторона перевала Искра

35. Вот так внушительно и красиво выглядит с этой стороны перевальный взлет.
Внушительный перевальный взлёт

Вечером за ужином волей-неволей в группе возник вопрос — идти или сократить оставшуюся часть маршрута, поскольку 3-ю категорию сложности по километражу и препятствиям мы уже выполнили.
18-й день похода, Искра позади, команда устала, но впереди оставался ещё один, пусть и не сложный, перевал Иссык-Ата Восточный, который можно было и обойти по долине.
Кто-то был за спорт, кто-то уже нагулялся. Руководитель Женя пытался поднять боевой дух приунывших товарищей. Что касается меня, то я хотел, конечно же, идти, хоть и усталость этих трёх недель давала о себе знать. К тому же я привык в подобных ситуациях всегда идти до конца, зная, что дав себе слабину, потом долго будешь жалеть об этом.
Я надеялся, что утром, отдохнув, оптимизма у ребят станет больше.
Так оно и получилось, утром этот вопрос уже не поднимался, и все, хоть и в разной степени, но хотели продолжать поход!

Удивительно, но отказавшись, мы бы много потеряли. Я уверен, что даже те, кто не хотел идти, позже нисколько не пожалели, потому как впереди нас ждало всё самое красивое.
Так, на третью неделю похода, горы словно бы оценили наше усердие и показались во всех красках.

Следующая часть будет завершающая и, при этом, самая красивая!

Далее:

Красота и величие гор. Завершение похода на Тянь-Шань. Часть 6
Озеро Иссык-Куль
Наскальные рисунки древнего человека в предгорьях Заилийского хребта

Предыдущие части:

Перелёт Москва — Бишкек
Поход на Северный Тянь-Шань. Часть 1
Альплагерь Ала-Арча. Часть 2
Хижина Рацека и Ак-Сайский ледопад. Тянь-Шань. Часть 3
Снежные горы или в самом сердце Северного Тянь-Шаня. Часть 4

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.