Путешествие на Север. Мезень — Архангельск — Онега — Каргополь

Путешествие на север

Среди больших путешествий и малых поездок, прошедших за год (ну или за любой другой период), всегда можно выделить одно «самое». Так вот, это путешествие на север по праву можно отнести к самым продолжительным и самым впечатляющим на данный момент из всех, что были.

2. Начну я по традиции с карты. Рыжим цветом обозначена дорога туда, синим — путь обратно.
Карта поездки

Чисто условно весь путь можно разделить на 3 части. Первая — дорога на север, Пинега, Мезень и окрестности, вторая — Архангельск и Северодвинск и, наконец, третья — Онега, ее окрестности и Каргополь.

Итог: 4456 км, 13 дней.

Понятно, что рассказ о таком продолжительном путешествии трудно уместить в одной записи. Чтобы не загружать страницу чрезвычайно большим объёмом информации, здесь я опишу всю поездку, но кратко. Это будет своего рода обзор или анонс.
Ну а в конце этой записи будут размещены ссылки на все части этого путешествия, где будет показано и рассказано всё уже более подробно.

Кстати, это наша вторая большая поездка на Север. О том, где удалось побывать в прошлый раз, смотрите и читайте здесь.

10 июня. День 1. Москва — Вельск

Пробег: 763 км. По сути это был просто день-перегон, останавливались мы мало, и в основном, чтобы перекусить или отдохнуть.

За Вологдой машин стало гораздо меньше, как встречных, так и попутных. Появились протяженные участки без каких-либо населённых пунктов, так, что только дорога, уходящая за горизонт, и густой лес по краям, и даже погода, до этого совсем хмурая, изменилась к лучшему.

3. Стела на границе Архангельской области.
Граница Архангельской области

4. Вельск — небольшой, но древний городок, иногда именуется как южная столица Архангельской области.
Вельск

5
Герб Вельска

Здесь мы переночевали в гостинице, но не все наши ночевки будут такими. Теплое время года способствовало больше находиться на природе. Да и наш формат изначально предполагал ночёвки в палатке или в машине, благо в дали от больших городов найти подходящие места не представляет трудности. Для людей, практикующих пешие и горные походы и совсем не привязанных к комфорту, это было больше в радость.
Конечно, принципиально избегать гостиниц, цели не было, всё предстояло решать по ситуации. Но плюсов такого формата довольно много — можно значительно сэкономить, а главное это позволяет не быть привязанным к определённому месту — ночуй где хочешь.

Есть, кстати, и ещё одна весьма веская причина — не на всём протяжении маршрута, где хотелось побывать, были гостиницы :)

11 июня. День 2. Вельск — Холмогоры

Пробег за день: 508 км.
Масштабы Архангельской области можно легко представить, глядя на второй день нашего путешествия на север. От Вельска до Холмогор, немногим менее 500 км, ехать почти день, и всё одна и та же область!

Этот день мало бы отличался от первого, если не 2 интересных места, которые нам удалось посетить.

6. Первое — Никольская деревянная церковь в селе Зачачье 1687 года постройки. Село находится в полутора км от трассы М-8, найти не представляет сложности.
Село Зачачье

7. И второе место — Антониево-Сийский монастырь.
Антониево-Сийский монастырь

8. Ближе к вечеру мы в Холмогорах. Главный собор реставрируется.
Холмогоры

9. Знаменитое село Ломоносово находится на острове с говорящим названием Куростров. Так что если захотите посетить музей М. Ломоносова придется воспользоваться паромом, но имейте ввиду, что от паромной станции на том берегу до самого села ещё пару километров.
Паром на Куростров

Мы же в этот день съездить в Ломоносово уже не успевали, да и не хотелось лишний раз проводить время в ожидании парома, тем более, что на нашем пути они будут ещё неоднократно. Так что решили ограничиться Холмогорами и утром следующего дня выдвинуться в сторону Пинеги.

12 июня. День 3. Холмогоры — Голубино — Пинега

Пробег: 181 км.
Дорога на Пинегу так же начинается с парома через Северную Двину. Для местных жителей это обычное дело, но мне, сказать по правде, это было даже несколько интересно.

10. Виды реки вряд ли кого-то могут оставить равнодушным!
Вид на Северную Двину

11. Далее дорога представляет собой пыльный и извилистый грейдер тянущийся сквозь тайгу вдоль реки Пинеги.
Река Пинега

12. Периодически вдоль дороги появляются небольшие скальные выходы.
Скалы у дороги

Немногим не доезжая Пинеги прямо по дороге будет населённый пункт Голубино. От самой деревни мало что осталось, но здесь находится целый туристический комплекс и база отдыха, где можно при желании остановиться. А место это интересно сразу несколькими природными достопримечательностями. Так что пожалуй здесь стоит ненадолго задержаться.

13. Хорошо натоптанная тропа мимо могучих хвойных деревьев ведет к скальному разлому, в нижней точке которого бьет огромной силы источник. Он настолько мощный, что шум воды слышится издалека. Этот крупный выход подземных вод называется Святой ручей.
Мощный водный источник

14. Следующее интересное место — это Тараканий лог. Слово лог означает овраг или ложбину. Размеры этого гигантского разлома впечатляют не менее, чем его красота.
Тараканий лог

15. Внизу, на дне этого оврага находится вход в пещеру «Голубинский провал».
Отвесные скалы

16. Попасть в пещеру можно только с экскурсией. В летнее время и выходные дни (как это было в нашем случае) группы набираются очень быстро. Хоть я и не большой любитель спелеологии, всё же посмотрел с интересом. Пещера довольно большая, со множеством ответвлений, кулуаров и гротов.
Пещера Голубинский провал

К середине июня, когда мы тут были, ещё не вся вода успела сойти, таким образом, бОльшая часть гротов оставалась подтоплена и труднодоступна. Наше посещение ограничилось лишь некоторой частью, но, признаться, и этого было вполне достаточно, чтобы сложилось впечатление, потому как другие залы по сути мало, чем отличаются от того, что мы уже видели.

Это далеко не единственная пещера в районе, просто она самая близкая и из-за того самая доступная.

17. На одних только природных достопримечательностях дело не заканчивается. На выдающийся над лесом возвышенности находится Красногорский монастырь. Сейчас он не действующий. За советский период от него вообще мало, что осталось: обветшавшие стены храма и пара каменных построек.
Красногорский монастырь недалеко от Пинеги

Рядом с монастырем ещё несколько построек села Красная горка и филиала всё той же голубинской базы отдыха.

18. Вид с горы на лесные дали и речные разливы просто завораживает!
Лесные дали

19. Поблизости от деревни Валдокурье есть отличный выезд к реке, проложенный местными рыбаками. Проселок идет прямо по полю вблизи от берега — отличное место для ночевки.
Вечер на севере

20. Не стоит так же забывать о комарах и мошке. Когда стихает ветер и становится немного прохладней, под вечер, их особенно много. Наши москитные сетки оказались как нельзя кстати.
Река Пинега вечером

21. Длинный вечер незаметно перешёл в ночь. Время далеко за полночь, и всё ещё светло.
Северная белая ночь

13 июня. День 4. Пинега — Кимжа — Мезень — Дорогорское

Пробег: 238км.
Этот день без преувеличений можно отнести к самым интересным и насыщенным дням всего путешествия на север.

22. Поселок Пинега заслуживает не так много внимания, как сами окрестности. Несколько параллельных улиц, одно- двухэтажная застройка и дощатые тротуары. Здесь, пожалуй, есть смысл остановиться ради заправки и магазина, потому, как следующая такая возможность представится только в Мезени.
Фото поселка Пинеги

По качеству бензина проблем не возникло, машина съела всё как обычно)) Забегая вперед, тоже самое могу сказать и про мезенскую заправку.
В магазине с продуктами и ценами тоже всё как и везде.
В плане гостиниц, в Пинеге есть альтернатива голубинскому комплексу, но не в самом поселке, а в 3-4 км, возле аэропорта малой авиации.

23. Далее будто бы начинается другой мир. Совершенно безлюдная дорога без единого населённого пункта. Пыльный и извилистый грейдер, а где-то, наоборот, как стрела ровный, тонкие и низкие деревца по обеим сторонам чередуются с протяженными болотами.
Дорога от Пинеги на Мезень

24. На широких открытых участках вдоль дороги часто можно видеть деревянные изгороди, предотвращающие зимой снежные заносы и перемёты.
Северное болото

Достаточно большие расстояния между совсем крохотными населёнными пунктами во всём регионе ставит проблему бездорожья наиболее остро. Так строительство этой дороги было закончено только в 2008 году. Теперь и представить себе сложно, каких трудов стоило пройти путь от Пинеги до Мезени до этого события. Более подробный рассказ с фото об этой дороге будет в виде отдельной записи, ну а сейчас едем дальше.

Незадолго до понтонного моста через реку Кимжу, примерно в метрах 100 впереди нас, на дорогу выбежал медведь. Сначала он, ничего не замечая, стал переходить на другую сторону, но вскоре, обернувшись на нас, погнал вперёд и скрылся в зарослях обочины.

25. Понтон через Кимжу. До мезенской переправы остается около 5 км.
Пантонный мост через Кимжу

26. Но прежде, чем переправиться на другой берег мы сделаем остановку в селе Кимжа.
Северное село Кимжа

Сказать, что побывав здесь, прикасаешься к настоящей старине, значит ничего не сказать. Стариной здесь пронизано буквально всё. И впечатляет даже не столько обилие старого, сколько отсутствие нового.
Двухэтажные избы-дворы, и всем по сотне лет, если не более! Вот, где ещё сохранилась настоящая, нетронутая русская деревня.

27
Фото села Кимжа

28. В поле, на окраине села, стоят деревянные мельницы. Кое-какие совсем недавно взялись реконструировать, а некоторые неплохо сохранились в неизменном виде, за исключением разве что лопастей.
Ветряные мельницы

29. Перед переправой через р. Мезень дорога спускается с горки и буквально упирается в воду.
Переправа через Мезень

30. В этом месте, чуть в стороне от дороги, можно увидеть обетный крест. Ещё одна уникальная отличительная особенность этого края. За время путешествия по северу, мы их увидим ещё не однократно.
Обетный крест

31
Река Мезень

32. Гружёный камаз, заезжает задним ходом на паром — хоть какое-то развлечение для ожидающих переправы водителей и пассажиров.
Машины на переправе

После того, как дорогу Пинега — Мезень окончательно достроили, и она заработала круглогодично, самым слабым звеном на этом пути стали переправы. Но не так давно ситуация улучшилась — в летнее время, после схода паводка, через всю ширину реки Мезень протягивают километровый мост из понтонных блоков.

Так незаметно эти фотографии отчасти стали историей, и сейчас место переправы выглядит несколько по-другому.

33. Далее, через 5 км, предстоит ещё одна переправа. На этот раз через реку Пёзу, правый приток Мезени.
Фото реки Пёза

Здесь, как и на мезенской переправе, теперь так же функционирует понтонный мост.

34. Кто бывал в этих краях, не мог не обратить внимания на удивительно красные обрывистые берега местных рек, называемые здесь — щелья. Издали может показаться, что это песок, но на самом деле — камень, чем-то напоминающий известняк, только красный.
Красные щелья на реке

35. Вот и Мезень.
На въезде в Мезень

36. На вид город чем-то напоминает Пинегу. Дома двухэтажные и в основном деревянные, на дорогах место привычного асфальта бетонные плиты.
Вид города Мезень

Мезень, хоть и считается городом, насчитывает 3300 человек. При этом, он не самый крупный населенный пункт в этих местах. Так, соседний райцентр, село Лешуконское, насчитывает 4700 жителей.

Отсюда до устья реки и Белого моря всего 40 км. Но в плане современного морского сообщения город имеет не самое удачное расположение. Из-за этого с конца 19 века на противоположном берегу вырос новый поселок с морским портом — Каменка.

Кстати, Мезень входит в погранзону. Оформление пропуска — дело довольно рутинное и по времени занимает не меньше месяца.

37. На Мезень много времени не потребовалось, и значение в нашем путешествии её посещение имело скорей символическое. Далее мы отправились в село Дорогорское.
Село Дорогорское

Самобытность здесь, как и в с. Кимжа, просто зашкаливает.

38. Прямо во дворе одного из домов, недалеко от реки, стоит старинный поклонный крест.
Поклонный крест

39
Летнее путешествие на север

40. На ночевку мы остановились недалеко от села Дорогорского, на высоком берегу с видом на песчаные отмели.
Песчаная отмель

И можно было бы ещё долго сидеть и любоваться видами, если бы не назойливые комары. Под вечер их количество не поддаётся никакому сравнению. Словосочетание «комариная туча» в привычном нашем понимании употребляемая больше образно, здесь имеет самое прямое значение. Но как бы то ни было, всё это мелочь, даже если мелочи этой целая туча))

Так прошёл самый интересный день всего нашего путешествия на север.

14 июня. День 5. Мезенский край. Дорогорское — села по берегу реки Мезень — Пинега

Пробег: 319 км.
Перед тем, как отправиться обратно, не упустим случая съездить верх по течению реки Мезень и посмотреть на села и деревни, столь самобытные и не похожие на деревни других регионов страны.

41. Без проблем переправившись через Пёзу, мы двинули вдоль реки на юг.
Паром на реке Пеза

Здесь же, на переправе, произошел короткий, но забавный разговор с местным жителем:
— Какую погоду в ближайшие дни обещают?
— Не знаю, я без радио и телевизора живу. — совершенно спокойно и серьёзно ответил тот.
Анекдотический оттенок разговора не мог не вызвать улыбки, но по ответу можно понять, что такое здесь в порядке вещей :)

Вопрос о предстоящей погоде был не случайным. Ещё с самого утра небо на горизонте с южной стороны было затянуто тучами. Погода медленно, но верно портилась.

42. Село Козьмогородское.
Мезенское село Козьмогородское

43. В деревне Березник песчаные отмели и протоки образуют настоящий водный лабиринт.
Речные протоки на Мезени

44. На вид очень уютная и красивая деревенька.
Деревня Березник

45
Лавочка на обрыве

46
Деревянный крест

47. В селе Погорелец, как и в Кимже, сохранились ветряные мельницы.
Деревянные мельницы в селе Погорелец

48. Есть действующая церковь.
Село Погорелец

49. Тем временем, погода становилось всё хуже. Недалеко от села Юрома заморосил мелкий дождь, вскоре перешедший в затяжной.
Мокрая песчаная дорога

Песчаная дорога вмиг раскисла, на отдельных участках машина начинала вилять, брызги из под колес долетали и до лобового стекла.

50. На въезде в село Юрома.
Вид на село Юрома

Гулять под дождем по мокрой траве приятного мало, да и хороших видовых фотографий тоже не сделаешь. Совсем другое дело — ехать. Так мы решили поворачивать обратно.

Как ни было забавно, но на обратном пути было всё наоборот, дождь сначала ослабел, а потом и вовсе перестал, а в районе уже знакомого нам села Погорелец, опять сухая дорога. Туча словно стояла на месте и выливалась.

51. Перекрёсток у мезенской переправы.
Пыльные северные дороги

За оставшуюся часть дня мы не спеша доехали до Пинеги. Дождя так и не было, однако, вечером поднялся ветер и сильно похолодало. Термометр показывал всего 6 градусов.
Вот тебе и север, вроде бы привычное летнее тепло и солнце, но стоило погоде ухудшиться, так сразу запахло осенью.

15-17 июня. День 6, 7, 8. Пинега — Архангельск — Северодвинск — Онега

Пробег за 3 дня: 662 км.
Чтобы не делать рассказ бесконечно длинным, сейчас я не буду останавливаться подробно на всём увиденном за эти дни, а покажу наиболее удачные снимки. Всё остальное достойное внимания будет в отдельных записях, относящихся к этому путешествию на север.

Сегодня было по-прежнему прохладно. Безупречная солнечная погода совсем не гарантировала тепло.

52. Из Пинеги в Архангельск мы доехали по правому берегу Сев. Двины, посмотрев по пути храмовый комплекс в селе Новинки
Деревянный храм в Новинках

53. и музей деревянного зодчества Малые Карелы.
Музей Малые Карелы

54. Деревянная церковь Преображения Господня в д. Ижма. Не действует, состояние среднее.
Церковь в Ижме

Из окрестностей стоит ещё упомянуть про храмовый комплекс в д. Рикасово.

55. Белая ночь в Архангельске.
Белая ночь в Архангельске

56
Закат на причале

57. Открытое море можно увидеть в Северодвинске. На острове Ягры есть огромных размеров песчаный пляж с дюнами.
Вид на Белое море

Ну а мы едем дальше. Дорога снова превращается в уже столь привычный за эти дни грейдер.

В Онеге мы остановились на несколько дней, чтобы посмотреть окрестности (сам же город не так интересен, да и обойти его можно за час весь).
Из окрестностей хотелось посетить 3 места: поморское село Ворзогоры, деревянный храм в Подпорожье и Кий-остров.

18 июня. День 9. Ворзогоры

Пробег: 0 км.
Самый интересный день уже был, но что касается самого интересного места всего путешествия на север, так к нему можно совершенно справедливо отнести Ворзогоры.

Добраться туда непросто, сначала паром через Онегу, а затем ещё 25 км по грунтовой дороге, в некоторых местах не проезжей для легкового транспорта. Поэтому о проезде мы заранее договорились с местным жителем, через хозяйку гостевого дома (подробности будут в отдельной записи).

58. В центре Ворзогор находится погост, состоящий из 2-х деревянных церквей и колокольни.
Поморское село Ворзогоры

59. Располагается село на высоком песчаном холме на берегу Белого моря. Красота мест в комментариях не нуждается!
Лавочка с видом на море

Если нет сильного ветра, так можно часами сидеть и смотреть этот природный телевизор.

60. Песчаный холм плавно переходит в не менее протяженный песчаный пляж.
Песчаные пляжи Ворзогор

61. Река Онега во время прилива. На той стороне Онега-город.
Река Онега

19 июня. День 10. Подпорожье

Пробег: 95 км.
Сегодня мы снова отправимся на другой берег Онеги, в Подпорожье.

62. Храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
Деревянный храм в Подпорожье

Постоянно храм не действует, состояние плохое, если не сказать аварийное. Но даже так смотрится величественно, особенно издалека.

63. А вот на Кий-остров мы так и не попали из-за непогоды. Уже под вечер просто съездили на берег, посмотреть волнующееся море и отлив. Кий-остров хорошо виден на горизонте.
Вид через море на Кий-остров

Сидеть в ожидании сутки, а может и не одни, не хотелось. Поэтому на следующий день мы выдвинулись дальше.

20 июня. День 11. Онега — Вершинино

Пробег: 432 км.
Начиная с сегодняшнего дня, наш путь повернул в сторону дома. Но путешествие по северу не заканчивается, ведь впереди ещё Кенозерский Национальный парк и Каргополь.

64. Церковь в честь Святого Николая Чудотворца в селе Сырья.
Церковь в селе Сырья

65. Когда-то здесь был Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь.
Вид с колокольни

66. Вид на соседнее село Большой Бор.
Соседнее село Большой бор

67
Часовня в Сырьи

68. Вознесенская церковь 1651 года в с. Пияла.
Вознесенская церковь в селе Пияла

69. Завораживающий вид через Онегу на с. Посад (Турчасово).
Изгибы реки Онеги

70
Село Посад

71. Под вечер мы прибыли в Вершинино, «столицу» Кенозерского Национального парка.
Никольская часовня в Вершинино

72
Вершинино

73
Озеро Кенозеро

21 июня. День 12. Вершинино — Каргополь — Вологда

Пробег: 758 км.

74. Почезерский погост недалеко от Вершинино.
Фото Почезерского погоста

75. Возвращаясь в Каргополь, мы проехались по тем самым местам, где уже были в прошлом году. Я не упустил случая заехать село Архангело.
Церковь в селе Архангело

Как приятно было снова оказаться в этих местах! Однако, в прошлый раз с погодой повезло больше.
Сейчас не буду вдаваться в большие подробности, лучше взгляните на отчет о прошлой нашей поездке на север.

76
Старый деревянный храм

77. К моменту, когда мы подъехали к селу Саунино, погода совсем испортилась. Заморосил мелкий дождь, понятно, что хороших фотографий сейчас не получится.
Село Саунино

Для сравнения, взгляните, какая отличная погода в Саунино была в прошлый раз.

78. Вот уже и сам город Каргополь. Здесь мы первым делом помыли машину от пыли длинных северных дорог и подкупили кое-какие продукты.
Город Каргополь

79. В этот раз мне удалось подняться на колокольню и посмотреть на город с высоты, что послужило отличным дополнением к поездке на север предыдущего года.
Вид с колокольни в Каргополе

80
Купола собора

81
Купол на фоне реки Онеги

Из Каргополя уже во второй половине дня мы выдвинулись в сторону Няндомы и далее на трассу М-8. Проехав уже знакомой дорогой через Вельск, к вечеру мы оказались в Вологде.

Следующий, завершающий день нашего путешествия на Север, как и первый, был мало, чем примечателен, перегон в 500 км, Вологда — Москва, и мы снова дома!

Каждый раз оказываясь на Севере, мне всегда кажется, что я прикоснулся к чему-то необыкновенному и даже заповедному. Меня как будто переполняет необыкновенное благоговейное чувство, помноженное на впечатление от увиденной неподдельной старины и красот природы. Притягательность этих мест необыкновенна! Но, что это? Почему такое бывает только здесь, на Севере?
И вот недавно я понял — так ощущается благодать этих мест.
Этот суровый край, люди населявшие эти трудные для жизни земли, своим трудом, упорством в борьбе со стихией, своей любовью к жизни, поколение за поколением заработали или, правильней сказать, выстрадали благодать, получив, тем самым, особое расположение Творца.
Это и ощущается приехавшими сюда путешественниками. Именно этим и бывает так притягателен Север, хоть не так-то он и прост, как кажется. Это та самая атмосфера, которую никогда не сыщешь в шумных и богатых городах, в сытых и изобильных краях. Но Север по-своему изобилен!

Путешествие по Русскому Северу предыдущего года:

Белозерск — Пудож — Каргополь — Кириллов — Вологда

Расскажите друзьям:

Если информация оказалась вам полезна или просто понравился наш сайт, вы можете выразить благодарность, поддержав проект. Ваша поддержка помогает нам стать лучше! Ведь всё это для вас!

Ещё записи из этой рубрики:


Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Оставляйте свои комментарии! (Уже 2)

  1. Григорий Васильевич

    Посмотрел запоем, без остановки! Сколько всего интересного :)
    Более всего потрясло село Кимжа с двухэтажными деревянными домами — это фото 26 и 27. И ведь это не музей деревянного зодчества, а настоящая живая деревня. Замечательное путешествие, очень яркие материалы.
    Спасибо, Павел — интересно рассказано !!!

    • Nordhot

      Спасибо, Григорий Васильевич, за отзыв! Да Кимжа впечатлила больше всего, есть оказывается ещё места с НАСТОЯЩЕЙ стариной. Да и весь тот край уникальный и в чем-то заповедный!

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.