Поход на Северный Байкал. Часть 1

Вид озера Байкал

Вот и настало время поделиться впечатлениями и рассказать о нашем походе на Байкал. Несмотря на то, что Байкал — это озеро, поход у нас был пеший, а вот ходили мы в основном по горам :)) Звучит забавно, но признаться, всё довольно бесхитростно!
Если взглянуть на карту, вдоль северо-западного побережья озера тянется горная гряда, называемая Байкальский хребет. Туда то мы отправились в этот раз.

Это уже второе наше путешествие в этот регион. Первый раз мы совершили поход на Южный Байкал, о чём я рассказал ранее.
Южное побережье очень отличается от северного. В первую очередь растительностью. На севере — это уже настоящая горная тайга. Вместо травы всё больше попадается мох, деревья (в основном хвойные) часто сменяет сосновый стланик.

Отличаются и сами горы. Хамар-Дабан на юге трудно назвать настоящими горами, это скорей сопки. Байкальский хребет, хотя и не высокий (наивысшая точка — гора Черского 2588 м.), но выглядит более серьёзно. С высотой на смену лесу приходят альпийские луга, выше них — лишь безжизненные долины, покрытые труднопроходимой каменной осыпью и в отдельных местах снежниками. Всё это в некоторой степени придаёт этим горам сходство с Приполярным Уралом.

В довершении всего, Северный Байкал более дикий и не обжитой регион. В районе р. Куркулы встречаются только полузаброшенные охотничьи зимовья. Самое близкое, где постоянно живут люди — мыс Котельниковский и Село Байкальское. Но диких туристов встречается много, несмотря на отдалённость. Тропы в отдельных местах натоптаны хорошо, хотя и нередко они чередуются с труднопроходимыми зарослями стланика и завалами от сошедших зимой лавин.

Да, время не стоит на месте, и с момента похода на Байкал прошло уже несколько лет, и эта тема до сих пор оставалась мной не охвачена, и, казалось, многое в пору уже забыть. Но впечатления и воспоминания имеют свойство возвращаться. Как ни странно, я многое из этого похода помню в мельчайших подробностях.
Конечно, кое-что уже могло измениться, но что за пару лет может поменяться в горах кардинально? Они в этом отношении менее торопливы, чем люди. Мне же за это время удалось побывать в гораздо более сложных и серьёзных походах, например на Тянь-Шане. И, возвращаясь к этой теме сейчас, я уже и сам могу как бы со стороны взглянуть на прошедшее.

Начало похода. От Северобайкальска до устья реки Куркулы

В этот раз я не стану делить всё описание по дням, а выделю заголовками основные моменты, сохраняя всю хронологию.
Дней же получилось 18.
Пройдено за это время около 150 км.

В отличии от прошлого похода на Байкал мы трижды удалимся от побережья в горы, но обо всём по порядку.

Отправной точкой нашего путешествия был город Северобайкальск, здесь мы рано утром погрузились на катер и по воде выдвинулись в точку старта маршрута — мыс Котельниковский, устье реки Куркулы. Обычно местом старта в этом районе служит село Байкальское, находящееся на берегу в 40 км к югу от города, потому как сюда ведёт дорога. От села до устья остаётся ещё примерно километров 40, которые туристы проходят пешком за несколько дней. Но как раз на этом участке (как нам сообщили в МЧС перед походом) не так давно произошел лесной пожар, и идти по пепелищу несколько десятков километров радости мало. Потому и было принято решение обойти это место по воде.

2. На фото не наше судно, но эта яхта (или похожая на неё) встретится нам ближе к концу путешествия.
Ранним утром в порту

Лодки и дома на берегу

4. Уже с борта корабля удалось разглядеть памятник в виде брезентовой палатки с надписью «Здесь будет город!». Всем, кто бывал в Северобайкальске или проезжал по БАМу на поезде (кстати, с железной дороги палатка тоже видна), ну или хотя бы знаком с историей основания города, это сооружение должно быть знакомо.
Памятник-палатка

5. Уезжали мы в 2 этапа. Первыми отправились самые сильные и боеспособные участники нашей группы. За 2 дня мы должны были сделать заброску продуктов недалеко от слияния реки Куркулы и руч. Гольцовый и вернуться назад.
Вторая часть группы должна будет прибыть на старт днём позже и нас подождать.
Снова вернуться к заброске планировалось уже другой дорогой и всей группой, чуть более, чем через неделю.
Группа на корабле

6. Наше судёнышко в сущности было не больших размеров и довольно скромно на вид. Чем-то оно напоминало баркас Кузьмича из «Особенностей национальной рыбалки».
Кораблик отходит от берега

7. Назывался кораблик «Бирокан». В переводе с бурятского это означает «ручеёк», как позже сообщил нам капитан. Ручеёк же наш был вовсе не быстрым. Расстояние в 80 км мы плыли 6 часов. Но не могу сказать, что это кого-либо напрягало, тогда нам впервые представилась возможность полюбоваться озером не с берега.
Палуба с видом на озеро

8. В носовой части кубрик на 4 места.
Кубрик

9. Город закончился дачными постройками на берегу. Отсюда уже хорошо виден горный хребет.
Утренний вид на Байкальский хребет

10. Знакомый рыбак подплыл близко, чтобы поболтать с капитаном, а затем дал полный газ и отправился по своим делам.
Рыбак на лодке

Водная гладь озера

На корабле по Байкалу

13. Байкал как всегда великолепен!
Волны и дымка

Северный Байкал

Горы вдоль берега

Сушеная рыба

17. В хорошую погоду виден Баргузинский хребет на противоположном берегу.
Вид на Баргузинский хребет на противоположном берегу

18. Наконец на горизонте показался сильно вдающийся в воду берег. Это и есть наш мыс.
Начало Байкальского похода

19. Стоило нам свернуть за скалистый уступ, как ветер, постоянно дующий навстречу стих, наш кораблик пошёл несколько быстрей, а вода стала удивительно зеркальной.
Вид на мыс Котельниковский

20. Постройки, что мы видим, это пансионат. Возник он здесь не случайно. В этом месте из под земли бьют горячие источники. Вода в них считается полезной для здоровья.
Зеркальное отражение

Вид на пансионат на мысе Котельниковский

Старый маяк на мысу

23. Обогнув очередной прижим, мы причалили к берегу.
Высокий скальный прижим

Высадка группы на берег

25. Через два дня мы сюда вернёмся. Здесь нас должна будет ждать остальная часть группы.
Фото озера Байкал

Первый подъём в горы или первый раз вдали от побережья

26. По левому берегу Куркулы идёт хорошо натоптанная тропа и практически сразу поднимается на ближайший холм.
Река Куркула

27. Однако, не стоит уходить так быстро — здесь нас ждало замечательное по своей красоте место — Куркулинские водопады. Вода буквально прорезала себе путь через скалы к озеру. Сколько же лет понадобилось реке, чтобы создать этот каньон?
Каньон на реке

28. Подходя к лесу, невольно оборачиваешься назад, чтобы посмотреть на Байкал прежде, чем он скроется за ближайшими деревьями.
Пеший поход на Байкал

Далее нас ждал продолжительный переход вдоль реки с короткими привалами и ночлегом в конце дня. Шли мы быстро, на ночёвку встали уже почти в сумерках. Наша поспешность не была большой необходимостью, так складывалось отчасти само собой. Сильная половина группы будто вырвалась на свободу после долгого простоя. Первый день — накопившейся усталости ещё нет. Да и желание поскорей справиться с порученным делом задавало темп. Кто его знает, какие препятствия ждут впереди, и на сколько они нас задержат. Забегая вперед, скажу, что такого темпа у нас не будет на протяжении всего дальнейшего похода на Байкал.

Долго идя по берегу реки, невозможно не встретить её притоков. Мелкие речушки мы проходили по выступающим в большом количестве камням, даже не замочив ног, но дважды был и более серьёзный случай — ручей Зимовейный и Пешеходный.
Местная специфика названий — «ручей» вовсе не отражала действительности. На деле эти ручьи представляли собой бурные потоки, брод через которые нужно искать со всей тщательностью. К нашему счастью через оба «ручья» были переброшены крупные брёвна. Лежали они прочно, и судя по обтёсанным ногами стволам, не первый год. Пройти по самодельным мостам — дело нетрудное, хотя и бурлящая под ногами вода пощекотала нервишки руководителю и взбодрила участников.

Тропа в этих местах вела себя совершенно непредсказуемо. Хорошо натоптанная она будто постепенно растворялась, и мы сами того не замечали, как уже идём просто по лесу или через высокий кустарник.
Сами тропы, как таковые, нужны нам не были. Мы можем идти и там, где их нет, однако, их наличие упрощало жизнь и экономило силы.

Иногда путь преграждали завалы из сломанных, как спички толстенных кедров — последствия схода лавин. Всё это напоминало прохождение полосы препятствий — пригнуться, перелезть, проползти, и даже не засохшие ещё хвойные ветки цепляют, как колючая проволока.

29. В первой половине второго дня мы подошли к планируемому месту заброски. Ближайшее от нас занижение слева — и есть долина ручья Гольцовый.
Долина реки Куркула

30. Заточенная, как карандаш гора — пик Уралмаш. Невысокая, но труднейшая при восхождении в этом районе. Это уже главный хребет. Заглянуть бы за него на уходящее вдаль «зелёное море тайги».
Пик Уралмаш

31. Наконец-то мы отделаемся от нашего груза, хотя бы на неделю:)
Заброска продуктов

Хорошо спрятав продукты, но оставив известные только нам приметы, мы выдвинулись в обратный путь.

32. Яркий цвет камням придает поросший на них лишайник.
Покрытые красным лишайником камни

33. Уже в нижнем течении Куркулы, на краю большой поляны, наша группа вышла к наполовину развалившемуся зимовью.
Полуразрушенное зимовье

Печка внутри

35. Внутри просторно, но кругом мусор и следы запустения.
Внутренний вид зимовья

За вторую половину дня мы вернулись на берег. Разгруженными, преимущественно вниз и уже по знакомому пути идти получалось быстро, но вопреки ожиданиям совсем нелегко. Оставшиеся несколько километров до Байкала дались особенно трудно. И вот мы снова на берегу, казалось, что ещё можно ожидать от сегодняшнего дня? Но нет. Всё самое интересное пришлось напоследок.

Нам предстояло перейти Куркулу вброд на противоположный берег, где к этому времени остальная часть группы успела поставить лагерь. Избежать переправы, к сожалению, никак не нельзя, ведь идти дальше мы должны были на юг (т. е. от правого берега и дальше), а гарантированно пройти вдоль реки вверх(откуда мы только что вернулись) можно было по левому.

Переходить решено было стенкой сцепившись руками по 4-6 человек. Суть такого приёма заключалась в том, что пока один человек переставляет ногу, его с двух сторон держат товарищи, не давая потерять равновесие.

Это было одно из самых запоминающихся событий Байкальского похода и самая трудная для меня переправа на тот момент. Позже я ходил маршруты, где подобные броды были обычным делом. Однако, этот случай был самым запоминающимся. Жаль только, что я был слишком занят упаковкой фотоаппарата, и не успел сфотографировать сам процесс.

36. И только теперь, за ужином, глядя на всё больше сгущающиеся сумерки и недавно взошедшую луну, можно было с удовольствием расслабиться.
Сумерки на берегу Байкала

Так прошли первые два дня нашего похода в окрестностях Северного Байкала. Можно сказать, что знакомство с новым районом состоялось. Уже сейчас стало ясно, что поход обещает быть непростым, но и мы достаточно бодры, чтобы осуществить задуманное.

Все части этого путешествия:

Байкальский хребет. Ручей Татарниково Русло и первый перевал. Часть 2

О первом походе на Байкал:

От Слюдянки до Б. Голоустного

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.