На машине на север России

Фотоколлаж о путешествии

Минувшим летом я попробовал новый для себя формат поездки – автопутешествие с ночевкой в машине (или в палатке рядом). Сейчас даже кажется странным, что я раньше такое не практиковал. Были многодневные походы с палаткой, были поездки на машине, но чтобы и то, и другое вместе, как в этот раз, нет.

В этом посту я расскажу не только о выбранном маршруте и своих впечатлениях, но и о полученном опыте путешествия на машине по северу, а так же о некоторых важных моментах.

В конце записи будут приведены ссылки на все увиденные места и достопримечательности, где о них будет рассказано более подробно.

2. Итак, начну я, пожалуй, с карты. Рыжей линией обозначен путь туда, а синим цветом, чтобы не было путаницы, я отметил дорогу обратно.
Карта всего путешествия

Путешествие получилось настолько большим, что логично стало разделить его на 3 части. Первая – путь на север, к Онежскому озеру через Череповец, Белозерск и Вытегру. Вторая – Ленинградская область и Карелия. И, наконец, третья и самая важная – Каргополь Архангельской области и его окрестности.

3. Наш путь проходил через Ярославль, Тутаев и Рыбинск. Тут я был несколькими месяцами ранее, и потому сейчас долго задерживаться в Рыбинске не стал.
Вид на мост и центр Рыбинска

4. Далее был маленький и тихий городок Пошехонье, имеющий почти правильную радиальную планировку. А уже к вечеру мы приехали в Череповец.
Вечером в Череповце

5
Вид с моста на заводы

За день пройдено 500 км. Забегая вперёд, скажу, что это был самый продолжительный по расстоянию день. Я специально распланировал всё так, чтобы в день проезжать не более 350 км (примерно). Это позволило меньше уставать от дороги, а главное фотографировать, смотреть и останавливаться сколько надо, а не бежать галопом, чтобы успеть куда-то ещё.

А ещё в Череповце мы узнали, откуда и почему там бывает снег летом :)

Здесь была наша первая ночевка.
Ночевки в машине придали нашим планам большей гибкости. Не нужно было, например, торопиться успеть к определённому числу в забронированный номер в гостинице. Проще говоря, не нужно стало к ночи обязательно прибыть в какой-нибудь населённый пункт. Ночуешь, где хочешь, а любая задержка никак не порушит дальнейшие планы. Ещё один плюс – поездка обходится гораздо дешевле.

Интересно ещё, что такие ночевки лучше всего подойдут для маршрута с минимальным количеством больших городов, так как возле них часто бывает сложно найти подходящее место. Оживлённые трассы не умолкают целые сутки, а большинство мало-мальски подходящих мест бывают сильно замусорены или просто кем-то заняты.

6. На следующий день, посмотрев Череповец, уже ближе к полудню мы отправились дальше, в Белозерск.
Белозерск

7
Волнорез на Белом озере

От Череповца до Белозерска всего 110 км и можно было, конечно, в этот день доехать хоть до Вытегры, но хотелось побыть в этом приятном городке подольше, а так же пофотографировать закат на Белом озере. Благо погода позволила, и что получилось можно посмотреть в посту про озеро.

После Белозерска впервые за эту поездку дорога превратилась в грейдер (без асфальтового покрытия). Он начинается незадолго до переправы через Волго-Балт в Крохино и идет до поселка Липин Бор, где соединяется с трассой Вологда – Вытегра, которую, кстати, совсем недавно отремонтировали, асфальт гладкий и ровный, свежие полосы разметки и прочее.
Сколько лет эта дорога будет такой предположить трудно, да и, как опыт показывает, говорить о состоянии большинства дорог можно только в реальном времени.

Трасса эта совершенно пустынная, встречных машин мало, населённых пунктов ещё меньше.

8. В маленьком городке Вытегра, в очередной раз пересекли Волго-Балтийский канал и заодно узнали, что делает подводная лодка в дремучих вытегорских лесах, да ещё и вдали от моря :)
Волго-Балт в Вытегре

9. Далее была Ленинградская область, паромная переправа через реку Свирь в поселке Вознесенье.
Переправа через Свирь

10. Берег Онежского озера.
На берегу Онежского озера

11
Водный простор

12. Деревянные церкви в селе Щелейки и
Щелейки

13. селе Гимрека.
Гимрека

14. Началась Карелия, и снова появился асфальт, которого не было от переправы в Вознесенье.
Граница Карелии

15. Названия населённых пунктов теперь дублируются и на карельском языке.
Указатель на русском и карельском

16
В карельской деревне

17. И вскоре мы приехали в село Шелтозеро, известное как столица Вепсской волости.
Идол

18. Здесь закончился третий день нашего путешествия. Ещё на пути в Шелтозеро, недалеко от деревни Рыбрека, где дорога близко подходила к берегу Онежского озера, я заметил хорошее место для ночёвки. Теперь, вернувшись сюда, мы без труда разместились вот на таком сосновом берегу.
Место для ночевки

19
Путешествие на машине

20
Падающее дерево на берегу

Завтра планировалось поехать сначала назад, до Вытегры и оттуда, уже по восточному берегу Онежского озера приехать в Пудож.
Но тут у меня появилась интересная мысль: а что если нам поехать не назад, а дальше по этой дороге через Петрозаводск, посмотрев тем самым его окрестности, и, обогнув озеро с севера, приехать в Пудож.
Мысль казалась заманчивая, но тогда мы теряли возможность побывать в ещё одном интересном месте, да и Петрозаводск с окрестностями по своим масштабам тянули на отдельную поездку, а у нас впереди ещё был Каргополь.
В итоге, решив, что лучшее враг хорошего, менять ничего не стали.

В этот раз мы не ставили палатку, а устроились прямо в машине. Откинув заднее сиденье и просунув ноги в багажник, можно было без труда вытянуться во весь рост. Функции одеяла выполнял летний походный спальник, а под голову я подкладывал кофту.

Чем точно нельзя пренебрегать в путешествии на машине на север, так это защитой от комаров и других насекомых. Лучше, если в дополнение к спреям будет и москитная сетка. В жаркий и солнечный день может быть полно слепней, особенно если остановиться и выйти из машины где-нибудь на тихой дороге посреди леса, а вечером в безветренную погоду может «атаковать» мошка, что ещё хуже, чем комары.
На берегу небольшой ветерок, и мошки совсем не было, но стоило отойти метров на 30 в лес, как вокруг собиралось настоящее облако.

21. Июнь месяц, на севере в самом разгаре белые ночи. Солнце практически не уходило за горизонт, на небе постоянно горело зарево. В 3 часа ночи над озером начался рассвет. Конечно, я не мог такое пропустить и не сфотографировать.
Рассвет

К слову сказать, светлые ночи меня не напрягали в плане сна на протяжении всего нашего путешествия по северу, но и на этот случай мы предусмотрели на стекла машины шторки из плотного материала, который ещё часто используют как солнцезащиту.

22. Утро следующего дня.
Раннее утро

Чтобы вскипятить воду в полевых условиях, понадобится котелок и горелка с газом. Нами использовались совершенно обычные, какие продаются практически в любом туристическом магазине. А ещё у нас был термос, что позволяло, вскипятив воды один раз, не возиться с горелкой, перед каждым обедом.

23. А вот и место, куда мы могли не попасть, если б поехали через Петрозаводск. Это памятник природы – Андомская гора. Высота обрыва достигает 50 метров.
Песчаная гора

24. От Вытегры до Пудожа в основном идёт хороший асфальт.
В нескольких местах вдоль дороги много километров подряд с обеих сторон тянулись разноцветные заросли люпина.
Люпины у дороги

25. Далее был маленький, но очень оригинальный город Пудож.
Пудож

26. Недалеко от него, на правом берегу реки Водлы, в самом её устье, есть небольшой мыс, где на отшлифованных ледником карельских скалах сохранились петроглифы – наскальные росписи древнего человека.
Кое-какие рисунки мне удалось найти, о чём обязательно расскажу в следующих записях по этой теме (смотрите ссылки в цикле «На машине на север России» в конце этой страницы).
Карельские скалы

27
Цветы

28. Было бы не правильно не использовать это место для ночевки. В этот раз спали в палатке.
Ночевка в палатке у машины

Вторая и не менее красивая ночевка на Онежском озере. Только теперь на восточном берегу, а ещё сегодня утром были на западном.

29. Такими видами может похвастаться не всякая гостиница …
Закат

Надо сказать, формат путешествия на машине вполне себя оправдал и для севера России подходит идеально, а, глядя на такие виды, тем более это понимаешь.

30. И снова белая ночь.
Белая ночь

31. На пятый день мы въехали в Архангельскую область.
Архангельская область

32. Далее был Каргополь,
В Каргополе

33. легендарное деревянное зодчество севера и
На севере

34. заброшенные деревни.

35. Чего много на севере России, так это древесины. Из всех грузовиков, встречающихся на дороге, больше половины лесовозы.

36. В большом количестве встречаются вот такие деревянные мосты.
Деревянный мост

Побыв в этих уникальных местах несколько дней, мы посмотрели немало. Пора и в обратный путь.

Из Каргополя можно было выбраться тремя путями: той же дорогой, что и приехали; через Няндому на трассу Москва – Архангельск; либо через Солзу и Кречетово сразу в Вологодскую область на шоссе Вытегра – Белозерск.
Третий вариант самый короткий, но при этом самый сложный. К тому же я был неправильно проинформирован, что дорогу эту якобы недавно сделали, да ещё и весьма заманчивой казалась идея сократить расстояние и срезать большой крюк.
Так вот, специально напишу о ней подробнее для тех, кто решит там поехать.

От Каргополя в сторону Солзы (населенный пункт на границе Архангельской и Вологодской области) идёт сначала асфальт, который через пару километров заканчивается и переходит в грейдер хорошего качества, по которому можно спокойно идти километров 70 в час в хорошую погоду. После Солзы до шоссе Вытегра — Белозерск остаётся 30-ти километровый участок разбитой грунтовой дороги, по которой большинству автомобилей можно проехать только в сухую погоду.

Этот участок дороги не обслуживается никаким из регионов, поэтому можно быть уверенным, что в ближайшие годы состояние его никак не изменится, разве что только не ухудшится.

Колеи, оставшиеся на грунте от тяжелых машин глубиной достигают 30см. Там, где нет колей дорога представляет собой скопление широких ям.

37. Некоторые из них залиты водой.
Огромная лужа

На своей легковушке с клиренсом 15 см эти 30 км мы ехали 3,5 часа. Благодаря сухой погоде нигде не застряли, но часто останавливались и подкладывали под колёса камни и доски, лежащие на обочинах в большом количестве, чтобы не сесть на днище.

Залитые водой ямы проезжали на удивление без проблем. Колёса слегка проскальзывали, но грунт крепкий. Вода была по нижнюю треть дверей.

38. Мосты не везде в хорошем состоянии. До «большой» дороги осталось всего пару километров.

Ещё немного и мы выбрались на асфальт.

Эта ситуация наглядно показала, что запланированный маршрут должен быть сопоставим с проходимостью автомобиля, и в особенности это актуально для путешествия на машине на север. Не стоит забывать, что север России славится не только своими красотами, но и бездорожьем.

Эта дорога мне и сейчас кажется каким-то порталом – ещё утром был в Каргополе, а сейчас уже под Белозерском.

39. В тот же день мы заехали Кириллов и Ферапонтово.
Дорога к монастырю

40. Проехали недалеко от озера Кубенского, где в хорошую погоду с дороги можно видеть Спасо-Каменный монастырь, построенный на крохотном островке прямо посреди озера
Вид на Спасо-Каменный монастырь

41. и вечером оказались в Вологде.
Вологда

А уже вечером следующего дня – в Москве.

В заключении хочется выделить отдельно некоторые важные, на мой взгляд, моменты:

Самое главное, что если вы собрались в путешествие на машине, то, какое бы оно ни было, нужно быть уверенным, что машина запланированное расстояние пройдет, а не сломается где-нибудь по дороге. Конечно, случается непредвиденное, но свести к минимуму риски всё же можно благодаря тщательной подготовке.

Чем больше будет сведений о поездке, будь то состояние дорог или достопримечательности, тем лучше. Обидно ехать сотни километров и не попасть куда-либо из-за реставрации.

Заранее стоит озаботиться поиском подходящих карт, как бумажных, так и для навигатора. Я предпочитаю, чтобы было и то и другое, поскольку они отлично дополняют друг друга в различных ситуациях.
Причем карты должны быть как можно более свежие.

Такие поездки хорошо совершать малым составом, 2-3 человека максимум на одну машину, всё зависит от вместимости вашего транспортного средства.

Лучше, если будет более, чем один водитель или, как минимум, чтобы второй человек имел к вождению непосредственное отношение.

У участников в большей степени должна присутствовать психологическая устойчивость, несклонность к конфликтам, а так же готовность идти на уступки друг ради друга. На это мало обращают внимание, а зря. Конфликты всеми силами нужно избегать.

Итак, если подвести итог всего нашего путешествия на север, то кратко получается:
Суммарный километраж составил 2698 км.
Длительность 8 дней.
Израсходованного бензина вышло 162 литра, что по летним ценам получилось примерно 4500 р.
Где-то столько же было потрачено на еду.
Так, благодаря отсутствию гостиниц удалось уложиться менее чем в 10 т. рублей, что, в общем-то, неплохо, учитывая сколько всего удалось объехать и посмотреть.

Все записи из цикла «На машине на север России»:

Начало путешествия:
Пошехонье
Череповец
Белозерск Вологодской области
Озеро Белое
Крохинская переправа
Вытегра
Музей подводной лодки

Из Карелии в Карелию или вдоль берега Онежского озера:
Дорога Вытегра – Вознесенье и паром через Свирь
Деревянная церковь в Щелейках
Гимрека
Вепсский этнографический музей в Шелтозеро
Памятник природы Андом-гора
Пудож
Природа Карелии и поиски петроглифов

Русский Север:
Деревянное зодчество Архангельской области
Большие Лядины
На месте бывшей деревни Красная Ляга
Заброшенная деревня Кучепалда
Каргополь
Александро-Ошевенский монастырь
Село Архангело
Большая Шалга
Деревенские дома Русского Севера
Река Онега и озеро Лача
Церковь в селе Саунино
Деревянные часовни Русского Севера

P. S. Но на этом наше знакомство с севером не заканчивается. В следующем году состоялось ещё одно путешествие на север, уже более продолжительное и ещё более интересное:
Мезень — Архангельск — Онега — Каргополь

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:


Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Оставляйте свои комментарии! (Уже 2)

  1. Web Hosting

    Экономическая ситуация в этом году такова, что ездить по России для многих стало единственным возможным решением.

    • Nordhot

      Да уж, но к счастью и в России есть много чего интересного.

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.