Гора Эльбрус неожиданно преподносит сюрпризы

Гора Эльбрус

Завтра 11 мая, завершающий день нашего путешествия. Рассчитывать было не на что. За всё наше пребывание здесь гора так ни разу и не показалась из-за облаков. Забавно получалось: побывали на Эльбрусе, но так ни разу его и не видели :) К вечеру облака спустились чуть ли не к самому подножью. Погода совсем испортилась, снова пошел дождь. Он был такой сильный, что наша новая палатка стала в нескольких местах промокать. Один раз выходил поправить тент. На улице было очень сыро, а среди сосен в буквальном смысле слова стоял туман, ну прямо, как в песне Визбора про Узункол. Нетрудно представить, что сейчас делается там наверху.

Утром как обычно просыпаюсь рано без будильника. Но что-то не так. На улице какой-то непонятный свет. Выхожу из палатки и … ничего не понимаю. На небе ни единого облачка, ярко и весело светит только что взошедшее солнце, а за спиной закрывая пол неба, нависает двугорбый конус горы Эльбрус … Так вот он какой вблизи :)

Но как? Как такое могло быть? Всего за несколько ночных часов погода изменилась на абсолютно противоположную. Конечно, я представлял, что погода в горах может меняться крайне резко, но не до такой же степени. Впрочем, это было и не так важно сейчас. Гораздо важнее, что у нас есть шанс сходить ещё раз, только уже по хорошей погоде, и подняться повыше, чем мы были 9 мая. Ничего другого от предстоящего выхода, конечно, не ожидалось.

Я разбудил Иру. Позвонил Виталику (он пришёл очень быстро). Так же быстро позавтракали и собрались.
Уже привычно я собрал необходимые вещи, в том числе и тёплую одежду. Перелил в бутылку недопитый чай, взял кое-что из еды. Всё это отлично поместилось в компрессионник из под спальника, который теперь должен послужить чем-то в роли штурмового рюкзачка.

Далее был уже привычный нам подъёмник. Где-то на второй очереди к нам подсели двое парней и девчонок с пивом и семечками. Гоп-кампания пялилась на нас с нескрываемым интересом, но спросить что-либо так никто и не решился. И вот мы снова на приюте «Бочки».

Тут Виталик очень кстати предложил: «А что если нам, доехать на снегоходе, куда мы дошли в прошлый раз, чтобы сейчас сэкономить время». Идея была хорошая, но за это нужно было выложить 800 рублей — тут либо время, либо деньги. В итоге, решив, что сейчас совсем не тот случай, чтоб скупиться, поехали на снегоходе.

Спасатели провезли нас мимо Приюта 11-ти, который теперь в свете солнца выглядел как-то совсем по-другому. Чем выше мы поднимались, тем менее уверено шёл снегоход. Он всё больше замедлялся, так и норовил заглохнуть и периодически заваливался то на один бок, то на другой. Так продолжалось до тех пор, пока спасатель не слез со словами, что дальше он проехать не сможет. Рядом остановился второй снегоход, где ехал Виталик. Пожелав нам удачи, спасатели сразу поехали вниз.

Стало очень тихо. Здесь из-за высоты снег уже не таял, температура воздуха была чуть ниже нуля. Наверх уводила тропка из следов, а в противоположную сторону открывался вид на Главный Кавказский хребет. Мы были уже выше него, так же выше многих других пиков и вершин.

2. Вид отсюда просто невероятный, в чём-то космический!
Вид на Главный Кавказский хребет от Эльбруса

Горы с высоты

Горы и яркий белый снег

После небольшой фото-сессии мы выдвинулись вперед, предварительно установив контрольное время для возвращения. Это нужно было для согласования действий, поскольку мы двигались хоть и вместе, но каждый в своём темпе.

Подниматься по снегу легко, но путь был бесконечен. Он представлялся мне длиннейшим эскалатором, который движется в обратную сторону. Время будто застыло, идёшь, но ничего не меняется.

Я поднимался в оптимальном для себя режиме, чтобы не тратить время зря и в то же время не перенапрягаться. Внимательно следил за своим самочувствием, но, признаться, никакого влияния высоты я на себе не замечал. И дышалось мне, скорей, как обычно. Или просто ещё не так высоко, хотя по моим оценкам было уже где-то 4900.

Несколько выше этой отметки начинался участок, называемый «косая полка». Это своего рода траверз восточной вершины, но с подъёмом. Здесь из-за ветра на снегу появились заструги, которые, подтаяв на солнце, образовали твердый и скользкий наст. Передвигаться стало заметно сложней.
С каждым метром вверх ветер только усиливался, пришло время надеть теплую куртку, потому как движение больше не согревало. Тут меня догнал Виталик.

5. Прошло ещё какое-то время, и мы вышли на седловину.
Седловина горы Эльбрус

Седловина горы Эльбрус — это место между её двумя вершинами. Самый высокий перевал в этом регионе, 5416 метров. По классификации категории трудности перевалов это 2А, а в межсезонье, как сейчас — 2Б.

6. Выше — путь на западную вершину, 5642 м.
Вид западной вершины

7. Напротив — восточная вершина, немного пониже.
Вид склона восточной вершины

8. Вид откуда мы пришли. Небо поражало своим удивительно насыщенным синим цветом. Что-то подобное я видел, разве только, с самолёта.
Удивительно синее небо

На высоте 5400 метров

Ветер на седловине просто отчаянный. Он дул порывами, так и норовил сбить с ног. Казалось, что все воздушные потоки, что загораживал собой Эльбрус, устремились сюда, усилившись при этом многократно.

10. Но ветер не так сильно напрягал, как надвигающаяся с юга облачность. Я давно уже это заприметил. Она приближалась намного быстрей, чем можно было это себе представить. Очевидно и вместе с этим жаль, но ясная и солнечная погода заканчивалась.
Быстро надвигающаяся облачность

До вершины нам в лучшем случае больше часа, и это не считая пути назад. До наступления облачности не успеть. Свирепый ветер не оставлял время на раздумья. Либо вверх на свой страх и риск, либо вниз, довольствуясь уже достигнутым результатом.

11. Признаться, несмотря на близость вершины, я был спокоен. Дойти, конечно, хотелось, но только не в ущерб безопасности. Мы уже и так от горы Эльбрус авансом получили большой подарок. Виталий был того же мнения.
Снежно-ледовые поля Эльбруса

Мы пошли вниз. Но прежде, спрятавшись от ветра за камнем, отметили наш подъём кусочком шоколада и горстью сухофруктов. Пластиковая бутылка с чаем открылась с характерным звуком, как будто в неё налили газировку. Вот такой наглядный пример изменения давления с высотой. То же самое, только с противоположным результатом, было, когда мы уже спустились вниз.

Путь вниз с горы

13. На обратном пути нас то и дело накрывало облаками. В перерывах между этим я фотографировал. Так продолжалось пока не спустились ниже уровня облаков.
Облака закрывают склоны

Спускаясь вниз чувствовалось увеличение в воздухе кислорода. Воздух будто бы начинал чем-то пахнуть. Дышать становилось легче, откуда-то вдруг появлялись новые силы.

Заснеженные белые пики сверху

15. Ну вот пейзаж уже не космический, а вполне нам привычный.
Красивый горный пейзаж

Светотени на леднике от облаков

Снежный профиль склона

18. У Виталика на спуске начала болеть голова, что меня удивляло, поскольку его высотный опыт был больше моего. Он решил спуститься до подъёмников на снегоходе, позвонив спасателю, что подвозил нас сегодня.
Фигурки людей на фоне снега

Пока ждал снегоход, к нему подошли с расспросами иностранцы, прогуливающиеся здесь. Я же решил не терять времени — всё равно он окажется внизу раньше. А за Иру я не беспокоился, потому как она уже давно сообщила по смс, что пошла вниз и ждёт нас на «Бочках».

19. Теперь я шёл и с грустью наблюдал, как гора Эльбрус всё больше затягивается облаками.
Эльбрус всё больше затягивает облаками

20. Такими красными флажками размечен оптимальный путь до самой «крыши».
Красные флажки воткнутые в снег

Вид с Эльбруса в сторону долины

Гора и облака

На «Бочках» я встретился с Ирой, и мы пошли на подъёмник. Он уже заканчивал работать, и служащий никого не хотел пускать, но узнав, что мы идём от самой седловины, согласился. Очень скоро мы оказались внизу у подножья.

К вечеру облака опустились ещё ниже, чем были. От удивительно безоблачного утра не осталось и следа. Как будто вовсе ничего не было. «А не приснилось ли нам это?» — шутили мы. Таков был неожиданный сюрприз от горы Эльбрус в завершающий день путешествия. Столько впечатлений, столько эмоций! Жаль, но всего не передать при помощи слов и фотографий. Здесь надо быть!

Заключение

В заключении хочу сказать, что путешествие наше получилось богато на всякого рода неожиданности и сюрпризы. Приятные и не очень. Так, собираясь в Архыз, волей случая, мы попали на Эльбрус.
Когда уже никто не ожидал хорошей погоды, она всё же появилась, позволив подняться чуть ли не до самой вершины.
Сделан неплохой задел на будущее, чтобы вновь приехать сюда и совершить уже полноценное восхождение от самого подножья.
И наконец, за эту поездку был побит мой высотный рекорд. Думаю, что отметка в 5400 м. теперь будет для меня максимальной ещё долго. Словом, получен хороший высотный опыт, что перед предстоящим летом Тянь-Шанем было полезным вдвойне.

Все части нашего путешествия на Кавказ:

Поход на Кавказ в район Архыза. Как он начался и почему не состоялся. Часть 1

Пеший поход на Южный Байкал
Поход в Хибины. Кольский полуостров

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.