Байкальский хребет. Ручей Татарниково Русло и наш первый Перевал. Часть 2

Фото гор в облаках

На следующий день группа уже в полном составе выдвинулась в путь. Для кого-то это было продолжение похода, для кого-то — только начало. В этой части мы во второй раз удалимся от берега и пробудем в горах несколько дольше.

Путь по берегу Байкала и долина р. Татарниково Русло

Поначалу от места нашей стоянки в устье р. Куркулы мы шли прямо по каменистому берегу. Идти по круглой, катающейся гальке было непросто, не легче было передвигаться и по лесу. Испробован был и тот, и другой вариант, так или иначе, темп наш замедлился, по сравнению с двумя первыми днями. Но всё это не могло сильно раздосадовать, когда перед глазами открываются такие виды:

Ровная водная гладь

3. Через некоторое время мы вышли к избе рыбака. Хозяйство не заброшено, хотя рядом никого.
Хозяйство рыбака на берегу

4. В противоположную сторону от берега открываются не менее замечательные виды на Байкальский хребет.
Вид на Байкальский хребет

Широкий каменистый берег

Мелкие камни

7. Теперь мы увидели мыс Котельниковский с другой стороны, а заодно пройденный нами за этот день путь.
Байкальский пейзаж

Вода и кучевые облака

Дойдя до ручья Татарниково Русло, мы повернули от берега в горы. Теперь мы пойдем по его долине вверх. В этом случае не было ярко выраженного устья — вода растекалась на множество еле заметных среди прибрежных камней ручейков. Нужно быть крайне внимательным, чтобы не пропустить такое место.

Поначалу русло ручья было полностью сухим, вода ушла под камни. По высохшему песку и неподвижным валунам идти было удобно, почти как по тропе. По мере подъёма, стали появляться лужи, а затем и небольшие струи воды. В данном случае топографическое название полностью соответствовало действительности — это в самом деле был ручей, а не бурная река, как дело обстояло с притоками Куркулы в прошлой части.

Как ни парадоксально, но чем выше мы поднимались, тем больше воды становилось (обычно в горных реках бывает наоборот). И вскоре настал момент, когда по берегу идти стало проще, чем по руслу.

Тем временем, надвигающийся вечер, вынуждал искать место для стоянки.

9. Первую половину следующего дня мы по-прежнему двигались по берегу ручья. В отличии от Куркулы, эта долина была существенно круче. Очень скоро привычный лес поредел и стал ниже, а на открытых местах, обернувшись назад, можно было наблюдать гладкую, как зеркало поверхность Байкала.
Вид на Байкал в высоты

10. Местность быстро менялась, теперь она всё больше напоминала горы.
Горный пейзаж

Горные окрестности Байкала

12. В некоторых местах у воды можно было видеть не растаявшую с зимы наледь. Такая может сохраниться и до следующих холодов.
Не растаявшая наледь

Горный ручей

14. В одном месте, где каменная осыпь перегородила путь ручью, образовалось озеро, на подобии природной плотины. Близился вечер и решено было остановиться здесь. К этому времени мы набрали более 1000 метров высоты от уровня Байкала.
Озеро в горах

Полянка на берегу озера, где мы остановились на ночлег, представляла собой очень забавное место. Когда-то давно, здесь тёк ручей через россыпь камней, но за много лет на них образовался слой дерна из мха и травы, а текущая вода так и осталась внизу в пустотах между камнями, только уже под землёй. Травяной слой на столько плотный, что ходить по нему можно было как по асфальту. Сидишь на нем, а где-то под тобой на глубине 20-30 см текут ручейки. Иногда в траве попадались неширокие ямки, на дне которых виднелся поток воды — черпай и пей или умывайся прямо не выходя из палатки!

Много интересных мест можно встретить в походах, но такое мне попадалось только в этом горном районе.

Горы в вечернем свете

Каменная осыпь

17. Пока готовился ужин, я поднялся выше посмотреть на открывающийся вид.
Вечернее фото Байкальского хребта

Подъём на перевал. Байкальский хребет преподносит сюрпризы

Вопреки ожиданиям, ночь была на удивление теплая. Причиной тому, низкая облачность, за ночь пришедшая в долину со стороны Байкала. Облака сберегли тепло, но на этом все положительные моменты их присутствия заканчивались. Слишком теплая ночь, была верным признаком ухудшения погоды. Неизбежность дождя в буквальном смысле слова повисла в воздухе.

Как всё это не кстати! Ведь именно сегодня нам предстояло пройти перевал «Байкал 1-ый». Место, где мы находились сейчас по сути было большим отрогом Байкальского хребта. Перевал же позволял пройти с одной стороны отрога на другую, и в нашем маршруте имел ключевое значение.
Жаль, но обстоятельства сейчас поворачивались против нас, и ничего не поделаешь, надо выдвигаться в путь.

18. Наше озеро и полянка утром. Заметьте, как изменилась погода.
Зелёная полянка перед озером

19. Теперь местность очень сильно стала напоминать Хибины. Привожу ссылку на наш недавний поход для сравнения.
Горы в пасмурную погоду

Дождь не заставил себя долго ждать. На этот раз не было продолжительного вступления. Он заморосил и почти сразу перешёл с косой, затяжной ливень.

Ветер дул в спину, по направлению к перевалу, куда поднимались мы. Не прошло и получаса, как мы полностью оказались в тумане, и с набором высоты он только усиливался. Иногда на фоне темного склона гор можно было видеть, как рваные клочья тумана с бешеной скоростью проносятся мимо и улетают вперёд вдаль.
В такое время горы представляют для ветра большое препятствие. Ущелья превращаются в аэродинамические трубы, а все перевалы становятся эпицентрами непогоды. Вся облачность причудливым образом обтекает рельеф, как и мы, пытаясь преодолеть Байкальский хребет.

Жутковатое и одновременно завораживающе красивое зрелище. Можно было полностью забыть про моросящий дождь и леденящий ветер, остановиться и просто наблюдать, как облака, упершись в крутой склон, начинают подниматься вдоль него вверх.
Видимость впереди была лучше, и это позволяло ещё видеть куда идёшь, но стоило обернуться назад – там, откуда мы пришли — белым-бело. Долину полностью затянуло, всё пропало из виду, как будто и не было вовсе. Такое временное явление как туман, теперь казалось чем-то постоянным. А долина реки, казалось, пропала навсегда и больше никогда не откроется.

Один раз на минуту стало светлее, и туман немного расступился, так, что отчетливей можно было увидеть окружающие хребты и склоны. Отсюда они как обычно казались крутыми, а мокрые от дождя камни предостерегающе поблескивали. На мгновение мне даже показалось, что светит солнце. Но свет этот, даже если и был, то прошедший через гигантскую толщу микроскопических капелек, был настолько рассеян, что его и вправду можно было принять за воображение.
Тем временем, новая порция тумана неумолимо надвигалась, скрывая из вида всё, что до этого было ещё видно. Вот уже полностью исчезла пирамидка горы. А вот снежник, где совсем недавно были мы, пропал из виду. Всё, сейчас накроет! И машинально ждёшь удара, как от волны, и даже слегка зажмуриваешься, и … ничего. Ничего не видно, и только. Туман настолько густой, что, казалось, протяни руку и почувствуешь к нему прикосновение. Но нет. Странное всё-таки ощущение – видеть, ощущать его вокруг себя, но нисколько не чувствовать.

Склон становился всё круче, куда идти не понятно, и мы наконец остановились. Не теряя времени, руководитель и один из участников, вооружившись навигатором, отправились на разведку вверх посмотреть склон. Остальным же оставалось ждать. Вскоре кто-то из группы сообразил укрыться под тентом сразу всей команде. Это отчасти скрасило наше не совсем приятное положение. Стоять и ждать при такой погоде, пусть даже и под тентом, хуже всего.

Так прошло минут 20-30, и я вышел из под тента, посмотреть, что делается снаружи. Тумана было вдвое меньше, но ветер и дождь стали только сильней. Наверху, карабкаясь по камням, медленно приближались две маленькие точки. Это наши возвращаются! Наконец-то!

Когда они приблизились, я заметил, как руководитель что-то говорит мне, но из-за сильного ветра его слова никак нельзя было услышать. Но по жесту (он несколько раз покрутил рукой, как бы гребя назад) я понял, что мы возвращаемся.
— Надо возвращаться, — снова проговорил он, уже подойдя совсем близко. – Мы поднялись, но на той стороне град и снег. Здесь каменная осыпь кончается, выше скальные плиты под углом, по ним вода течёт ручьями – кто-нибудь да навернётся. Видимость ноль, мы даже из-за этого не поняли, что уже перевал и по ошибке пошли на хребет, но, к счастью, ушли не далеко.

Ещё на пути сюда я было подумал «а не придется ли нам вернуться», но всё-таки ещё надеялся. Услышав наши голоса, из под тента начали выходить остальные.

Решено было спуститься до ближайшего ровного места и поставить лагерь. Байкальский хребет не пустил нас дальше. Бывают ситуации, когда можно сделать всё от тебя зависящее, но результат от этого не изменится.
Уже сидя в палатках, мы предполагали, что предпринять дальше. Можно было дождаться улучшения погоды, и попытаться снова. Но такое ненастье может не пройти быстро, а количество дней у нас ограничено продуктами. Во всяком случае дальнейшие планы теперь зависели от завтрашней погоды.

20. Так за разговорами и игрой на гитаре дело подошло к вечеру. Никто из нас не заметил, что за это время дождь перестал. Я выглянул из палатки. Зрелище было необыкновенное:
Горная долина в облаках

21. Облака сверху, облака снизу. Что-то похожее мне случилось видеть годом позже на Кавказе, в районе Эльбруса, возле обсерватории Пик Терскол, с той лишь разницей, что там окружающие горы были сплошь снежные. Меня до сих пор заворажвают эти неземные, столь непривычные, горные виды!
Низкие облака

Туристические палатки в горах

Высотная тундра

Вот и награда за терпение. Так случай дал нам возможность вживую полюбоваться редкими красотами природы, которые вряд ли увидишь из дома!

Наши дальнейшие планы

Вопреки нашим надеждам, погода на следующий день не улучшилась. Дождь лишь перестал на короткое время, чтобы немного позже припустить с новой силой. Погода продолжала испытывать нас на прочность, и то было скорей небольшой передышкой перед новым боем.
Время шло, погода лучше не становилась, и решено было возвращаться назад, теперь уже окончательно.

Как мы уже успели убедиться Байкальский хребет был богат на ручьи разного калибра)) И вот теперь всё тот же ручей Татарниково Русло превратился в мощнейшую реку. Мы, конечно, это предвидели. В горах реки разливаются очень быстро. Этот факт, кстати, так же повлиял на решение повернуть назад. С другой стороны перевала долина ещё круче и ещё Уже, и что там сейчас за водопад, остается только догадываться. Вполне возможно, что она на несколько дней могла сделаться непроходимой, а уже там отыграть назад было бы гораздо сложней.

В этот день и наша долина превратилась в какое-то труднопролазное месиво из камней, воды и стланика. Всё изменилось до неузнаваемости: то приходилось ломиться через густые и упругие ветки стланика, то переходить в брод небольшие рукава разлившейся до предела реки. И всё это под непрекращающемся дождём. Физические и моральные силы в равной степени таяли, казалось, ненастью не будет конца.

Нетрудно догадаться, насколько мы промокли за этот день.
Вечером, уже в зоне леса, мы расположились на ночлег. И только сейчас дождь наконец перестал.

24. Настало время греться и сушиться возле костра. Стоило приблизиться к огню, как от одежды начинал идти пар.
Поздним вечером у костра

Сегодня я не фотографировал, это, наверное, единственное фото за весь день.

Закончился ещё один трудный день, по сюрпризам ничуть не уступающий предыдущему.

25. Новый день был отмечен небольшим улучшением погоды. Настроение сразу из минуса перешло в плюс. А вот наш «ручей», кажется, и со вчерашнего дня не переставал радоваться))
Мощная река

26. Разница впечатляет!
Бурлящие потоки

27. На этот раз надежды оправдались. Предположение, что непогода прекратилась, окончательно сменилось уверенностью, когда мы во второй половине дня снова вышли на побережье. Однако, до конца этого дня почти над всем Байкальским хребтом, что был виден, продолжали висеть тучи, словно зацепившись и так же, как мы не в состоянии преодолеть.
Цветы на камнях

28. Не спеша мы вернулись к устью Куркулы, отдыхая и просушивая вещи на горячих прибрежных камнях.
Выброшенные на берег бревна

29. Этот вечер был необыкновенный по красоте.
Вечерний Байкал

Столб света пробивается через облака

Красоты дикой природы

Вид гор крупным планом

Вершины и низкие облака

Дальнейшие наши планы предполагали долиной Куркулы вернуться к заброске продуктов и далее двинуться в глубь Байкальского хребта уже по намеченной ранее программе.
Но для этого надо было снова переправиться на другой берег. Теперь воды в реке было заметно больше, и стенкой переходить стало несколько рискованно. Но выход нашелся!

Ещё в эру туристического освоения этого региона над каньоном, с одного берега на другой был протянут металлический трос, специально, чтобы туристы могли по нему переправляться.
После недолгой рекогносцировки, с этого и решено было начать завтра.

Устье реки Куркулы

35. Уже знакомый нам Куркулинский водопад.
Куркулинский водопад

Узкий каньон на реке

37. Как снег светится освещенный солнцем Баргузинский хребет.
Вид на Баргузинский хребет

Серый спокойный вечер

Полосатые облака над водой

40. Я уже второй раз на Байкале и не перестаю удивляться его красотам. Что ни вечер, то новые пейзажи и каждый раз разные. Со всей справедливостью могу сказать, что такого красивого места я больше нигде не встречал.
Красоты Байкала

Лиственницы у берега

Фото человека на фоне воды

Сумерки на берегу

Байкальский хребет поздно вечером

Яркая полоса заката

Наступает ночь

Очередной необыкновенно красивый вечер закончился. Не отпускало лишь легкое чувство досады от сорвавшихся планов, но мы ведь не только за спортивными достижениями сюда приехали.

В следующих частях мы заглянем в самое сердце Байкальского хребта и увидим то, ради чего и было всё задумано.

Все части этого похода:

От Северобайкальска до старта маршрута. Часть 1

Путешествие на Южный Байкал:

Горный хребет Хамар-Дабан

Расскажите друзьям:

Ещё записи из этой рубрики:

Быстро узнать о новых записях на блоге вам поможет подписка по E-mail:

Ваш e-mail не будет опубликован. Но он нужен для уведомления, если кто-то ответит на ваш комментарий.